Музей искусств Фрая в Сиэтле представил ретроспективу одного из выдающихся символистов конца XIX – начала XX века, которого называли «нордическим Вермеером модерна». Выставка «Хроники одиночества: шедевры Вильгельма Хаммерсхёя» посвящена 100-летию со дня смерти художника - одного из самых известных ныне творцов Скандинавии наряду с Эдвардом Мунком. Для нас же это повод познакомиться с творчеством живописца, которым недаром восторгались Ренуар и Сарджент.

Вильгельм Хаммерсхёй прожил всего 51 год – с 1864 по 1916, – но вошёл в историю как признанный мастер атмосферных и психологических интерьеров.



Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер с молодой женщиной, стоящей спиной
Интерьер с молодой женщиной, стоящей спиной
Вильгельм Хаммерсхёй
1904, 60.5×50.5 см
Вильгельм Хаммерсхёй. Автопортрет. Коттедж «Гнездо воробья» в Сонгенфри к северу от Копенгагена
Автопортрет. Коттедж «Гнездо воробья» в Сонгенфри к северу от Копенгагена
Вильгельм Хаммерсхёй
1911, 126×149.5 см
Вильгельм Хаммерсхёй родился в Копенгагене в семье зажиточного торговца. Мальчик начал рисовать в восемь лет, и семья всячески поощряла его увлечение. В 1885 году он дебютировал на Весенней выставке в Шарлоттенборге (ныне Выставочный центр Шарлоттенборг, официальная галерея Королевской академии искусств Дании) с «Портретом девушки» (иллюстрация ниже).

Слева: Вильгельм Хаммерсхёй, «Автопортрет. Коттедж «Гнездо воробья» в Сонгенфри к северу от Копенгагена» (1911)

Моделью для картины, восхитившей самого Ренуара, была
сестра художника Анна



Вильгельм Хаммерсхёй. Портрет девушки (Анна, сестра художника)
Портрет девушки (Анна, сестра художника)
Вильгельм Хаммерсхёй
1885, 112×91.5 см

Творчество Хаммерсхёя оценил не только знаменитый французский импрессионист. Им восторгались его современники в Европе и Соединённых Штатах, например, немецкий поэт и искусствовед Райнер Мария Рильке, а также художники Эмиль Нольде и Джон Сингер Сарджент. В 1889 году датчанин был удостоен медали на Всемирной выставке в Париже, а спустя 22 года его работа была отмечена главным призом Международной выставки в Риме.

В 1909 году после X Международной выставки мюнхенского Художественного общества немецкий критик Георг Бирман назвал Хаммерсхёя «нордическим Вермеером модерна».



Вильгельм Хаммерсхёй. Женщина, стоящая спиной
Женщина, стоящая спиной
Вильгельм Хаммерсхёй
1888, 63.5×55.5 см

Работы Хаммерсхёя наполнены одиночеством, тишиной, умиротворением и меланхолией. Он воздерживался от использования ярких цветов (за исключением ранних академических произведений), отдавая предпочтение ограниченной палитре из оттенков серого, белого, ненасыщенного жёлтого, зелёного или синего. Люди на его полотнах чаще всего обращены спиной к зрителю, что придаёт атмосфере на картинах налёт таинственности. Вместе с тем его сельские пейзажи и изображения зданий в Копенгагене и в Лондоне (он дважды писал Британский музей в 1905 – 1906 годах) полностью безлюдны.

1.1. Вильгельм Хаммерсхёй, «Здания Азиатской компании на улице Святой Анны, Копенгаген» (1902)
1.2. Вильгельм Хаммерсхёй, «Амалиенборгская площадь, Копенгаген» (1896)

Натурщицей для многих произведений Хаммерсхёя была его жена Ида. Она же позировала и своему брату Питеру Ильстеду, который был другом и деловым партнёром её мужа. Экспозиции работ обоих художников проходили в 2001 году в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и в 2008 году в Королевской Академии в Лондоне.
Вильгельм Хаммерсхёй. Ида в интерьере с пианино
Ида в интерьере с пианино
Вильгельм Хаммерсхёй
1901, 60×55 см
Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер с мольбертом (Мольберт художника)
Интерьер с мольбертом (Мольберт художника)
Вильгельм Хаммерсхёй
1910, 98.5×83.3 см
На выставке «Хроники одиночества» в Музее Фрая представлены в основном интерьеры квартиры живописца на Страндгед в Копенгагене и безжизненные улицы датской столицы. Рядом с этими загадочными полотнами кураторы развесили шедевры из собственной коллекции галереи, в том числе – работы художника Франца фон Штука. В биографиях немецкого и датского символистов есть схожие факты. В 1891 году Вильгельм Хаммерсхёй стал соучредителем независимой «Свободной выставки», оппозиционной к эстетическим принципам Королевской академии в Копенгагене. Годом позже художники Мюнхенской сецессии, в том числе и фон Штук, отделились от Художественного общества в аналогичном бунте против консервативных идеалов.

Слева: Вильгельм Хаммерсхёй, «Интерьер с мольбертом» (1904). Национальная галерея Дании





Ранние произведения Хаммерсхёя, полные «простоты и банальности повседневной жизни», завоевали признание критики. Эмиль Нольде и Райнер Мария Рильке отмечали его «склонность к уединению и нежелание говорить». Но после поездки в Париж работы датчанина стали слишком детализированными. По словам искусствоведа Сурена Меликяна, «живописное мастерство осталось, но магия была утеряна».
Вильгельм Хаммерсхёй. Ида читает письмо
Ида читает письмо
Вильгельм Хаммерсхёй
1900, 66×59 см

Впрочем, спокойные и меланхоличные образы Хаммерсхёя снова завоёвывают популярность у современных зрителей. Сейчас наряду с норвежцем Эдвардом Мунком он входит в число самых известных художников Скандинавии


Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер с двумя свечами
Интерьер с двумя свечами
Вильгельм Хаммерсхёй
1904, 67.5×54 см
Об этом свидетельствуют и ценовые показатели на аукционах. Так, в июне 2012 года картина Хаммерсхёя «Ида читает письмо» была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за 1,7 млн фунтов стерлингов, что стало рекордом для произведений искусства из Дании. Позже ещё две работы ушли с молотка по необыкновенно высоким ценам – «Интерьер с двумя свечами» и «Ида в интерьере с пианино» (обе – около 1,1 млн фунтов стерлингов).

Ныне самое дорогое полотно датского символиста - это «Интерьер. Страндгед, 30» (1904), за которое в мае 2015 года частный коллекционер заплатил на торгах Sotheby's более 2 млн фунтов стерлингов (3,2 млн долларов).

Слева: Вильгельм Хаммерсхёй, «Интерьер с двумя свечами» (1904). Частная коллекция
Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер. Страндгед, 30
Интерьер. Страндгед, 30
Вильгельм Хаммерсхёй
1909, 51.5×56.5 см

Выставка «Хроники одиночества: шедевры Вильгельма Хаммерсхёя» в Музее искусств Фрая в Сиэтле организована совместно с Национальной галереей Дании. Она продлится до 25 сентября.




По материалам Музея искусств Фрая и других источников. Примечание: в ознакомительных целях в статье приведены некоторые работы Вильгельма Хаммерсхёя, не представленные на выставке «Хроники одиночества». Главная иллюстрация: «Интерьер на Страндгед с лучом солнца на полу» (1901)