Китай хорошо известен своим национальным талантом копировать что угодно. И если к товарам массового потребления европейцы привыкли, то возможность получить живописную Джоконду да Винчи по цене обеда в ресторане все еще вызывает недоумение. Однако в Поднебесной это настоящая индустрия, которой занята целая деревня. Вопрос подлинности и уникальности в эпоху постмодернизма поднимает своей новой выставкой "В присутствии художника" Маурицио Каттелан.

С 10 октября по 16 декабря 2018 года в музее Шанхая работает выставка «В присутствии художника», созданная Маурицио Каттеланом (Maurizio Cattelan) и брендом Cucci. Проект посвящен вопросам подлинности, авторского права, оригинальности и копирования в искусстве. Для великого шутника и провокатора Каттелана эта тема является близкой и знакомой: «Для меня хороший вкус - как и вообще вкус - это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я - всего лишь губка. Или репродуктор». Художник известен широкой публике прежде всего своими фигурами людей в полный рост, сделанными из воска, а также остроумными объектами, вроде унитаза, отлитого из 18-тикаратного золота.


Michael Wolf, René Magritte €14.40, 2006. Photograph from China Copy Artist or Real Fake Art. Courtesy of the artist. Источник фото: news.artnet.com

Выставка, объединившая боле 30 художников из Китая, Швейцарии, США, Мексики, Великобритании, Канады и Франции, рассказівает и историю уникальной китайской «деревни художников» - района Дафен (Dafen). В преддверии выставки Каттелан посвятил этому удивительному месту эссе на портале Artnet:

«… Выставка в Шанхае ставит под сомнение сакральные принципы искусства современности: оригинальность, истину и идентичность. Как они могут реализовываться сегодня, через акт воспроизведения, и как сами оригиналы могут сохраняться в своих копиях? - пишет Кателлан, - Третье правило гласит: «Создавать что-то из ничего значит уподобляться Богу». Как человек, я понимаю, что ни одна из моих мыслей не оригинальна. Я – результат всего того, что существовало до меня. Включая Микеланджело».
Источник фото: cameralabs.org

Китайские копиисты


Умением создавать качественные копии Китай был известен задолго до кроссовок, косметики и прочих товаров массового производства ХХ века. Местные художники создавали живописные полотна по заказу европейцев еще с 1760-х годов, а самое раннее произведение масляной живописи, написанное в Китае в 1610 году, хранится в церкви Иль-Джезу в Риме. Район Дафен продолжил эту славную традицию.

В начале 1990-х годов предприниматель Хуан Цзян (Huang Jiang) нанял 20 молодых художников. Они поселились в отдаленном районе Дафен промышленного гиганта Шэньчжэнь (Shenzhen), где стали зарабатывать себе на жизнь созданием бесчисленных копий знаменитых полотен. Самыми популярными художниками были Винсент Ван Гог и Леонардо да Винчи. В отличие от постеров и репродукций, настоящая масляная живопись выглядела дорого и «благородно» (даже если это был Уорхол, заказанный для провинциального ресторана). Художники быстро заняли до того пустовавшую нишу массовой масляной живописи, работы успешно расходились по странам первого мира. Число художников, живших и творивших в Дафене, стремительно росло.
Улица Дафена. Источник фото: cameralabs.org
cameralabs.org

Деревня художников


Особенная атмосфера Дафена привлекает не только покупателей и посредников, но и множество туристов. На узких улочках почти каждая лавка – лавка художника. Мольберты стоят прямо на земле, картины висят практически повсюду. Многие мастера трудятся на свежем воздухе, охотно общаясь с потенциальными заказчиками. Разноцветные фасады домов и памятники ремеслу живописца дополняют облик деревни художников, которая, конечно, совсем не деревня – станции метро Mumianwan и Dafen находятся совсем рядом.



Художники в Дафене часто работают прямо на улице. Источник фото: itsoknoproblem.com

Сейчас в Дафене трудятся более пяти тысяч мастеров. Каждый год они создают около пяти миллионов работ – это 60 % всех живописных масляных картин, продающихся в мире.


Яркие фасады домов "деревни художников". Источник фото: cameralabs.org
Памятник живописцам. Источник фото: gettyimages.com.uk

Надо сказать, что для всех мастерских действуют два строгих правила: не выдавать свои работы за оригиналы и не нарушать международные законы об авторском праве. Именно поэтому в Дафене не найти работ художников, умерших менее, чем 70 лет назад. Исключение составляют только Энди Уорхол и Сальвадор Дали – на их наследие эти законы не распространяются.
cameralabs.org

Разнообразие и уникальность


В остальном же Дафен может предложить практически что угодно – и уже упомянутого Ван Гога, и остальных импрессионистов, и мастеров Ренессанса, и поп-арт×Поп-арт – художественное движение, зародившееся в середине 1950-х годов в Великобритании, но наиболее широкое распространение получившее в США. Поп-арт стал дерзким вызовом традиционной живописи, поскольку в нем делалась ставка на изображения из массовой культуры, включая рекламу, комиксы, обыденные предметы и новости. Кроме прочего, появление поп-арта в США стало реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма. Новое поколение художников желало вернуться к предметной живописи, при этом внеся в свои работы некоторую несерьезность, иронию и приправить все это внушительной порцией китча. читать дальше , и традиционную китайскую живопись, и даже русский авангард×Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». читать дальше . Внимательному зрителю попадутся и портреты Мао, и знаменитые события на площади Тяньаньмэнь, и даже обаятельная улыбка Дэвида Бэкхема, увековеченная в масле и холсте.



Фото - kulturologia.ru

Фото - artifex.ru


Уровень работ в Дафене разнится, однако найти по-настоящему плохую живопись сложно. В деревне работают только профессиональные художники – студенты и выпускники художественных школ и академий, которым и так во время учебы приходится копировать классические шедевры. Кроме того, создавая по несколько картин в день, китайские мастера настолько набивают руку в точности соответствия, что процесс начинает напоминать конвейер отлаженностью действий. Чжао Ксяойонг (Zhao Xiao Yong), один из художников Дафена, добился невероятных успехов в копировании: например, чтобы нарисовать автопортрет Ван Гога, Чжао тратит всего полчаса. Каждую картину Ван Гога Чжао продает за 200-1500 юаней (примерно 30-230 долларов США), и за свою карьеру он уже продал более 70 тысяч картин.
Чжао Ксяойонг копирует автопортрет Ван Гога. Источник фото: kulturologia.ru


Цены на живопись в этом районе вполне гуманные – можно найти картины и за восемь долларов, и за сорок, и за шестьдесят, и за куда большие суммы. По рассказам, сами художники зарабатывают вполне прилично – около восьмисот долларов в месяц, а вот зарплаты их подмастерьев, увы, гораздо меньше.
reports.travel.ru 

Искусство и искусство


Уникальная атмосфера Дафена не могла остаться незамеченной деятелями искусства, творчески переосмысляющими феномен этого места. В Дафене есть свой музей, в котором в основном представлены работы современных художников Поднебесной - уже, разумеется, оригинальные.



Художественный музей Дафена. Источник фото: cameralabs.org


Мастера из Дафена неоднократно становились активными участниками художественного процесса – в 2006 году художник Лю Дин (Liu Ding) пригласил некоторых из них участвовать в Триеннале Гуанчжоу, одновременно создавая копии одного пейзажа. В том же году местный фотограф Ю Хайбо (Yu Haibo) выиграл 49-ый конкурс World Press Photo с циклом фотографий, посвященным живописи деревни Дафен.
Комната художника, живущего и работающего в Дафене. Источник фото: kulturologia.ru

Романтичное название «деревня художников», конечно, роднит Дафен с Монмартром. В обеих «деревнях» (а на самом деле – окраинных районах больших городов) живет искусство. Но Дафен, словно осколок стекла, преломляет картину прошлого – тысячи художников, зачастую безвестных, улицы, в прямом смысле живущие искусством… И только десятки тысяч копий шедевров, созданных когда-то на Монмартре в единичных экземплярах, свидетельствуют о ходе времени.
cameralabs.org

Выставка "В присутствии художника" ("The artist is present") продлится с 10 октября по 16 декабря 2018 года в Шанхайской музее (Yuz Museum Shanghai).

Автор: Юлия Ракитина

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: источник фото