Первую за 20 лет в США крупную монографическую выставку французского импрессиониста Альфреда Сислея открыл в своих стенах Музей Брюса (Гринвич, штат Коннектикут). Экспозиция собрала более 50 картин из частных коллекций и крупных музеев Европы и Северной Америки. Осенью она будет во Франции.

Музей Брюса будет единственным местом в США, принимающим ретроспективу. Затем она отправится во Францию, где будет работать до осени.



Альфред Сислей. Сентябрьское утро
Сентябрьское утро
Альфред Сислей
1887
Пьер Огюст Ренуар. Портрет художника Альфреда Сислея
Портрет художника Альфреда Сислея
Пьер Огюст Ренуар
1864, 81×65 см

Альфред Сислей
 (1839 – 1899) родился в Париже в семье состоятельных британцев. Изначально ему предназначалась карьера в коммерции. Родители отправили 18-летнего юношу в Лондон, где он провёл два года – с 1857-го по 1859. В британской столице он посещал музеи, изучая творчество как старых мастеров, так и великих британских пейзажистов – Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.

Сислей твёрдо решил стать художником, и по возвращении в Париж поступил в студию Шарля Глейра. Там он познакомился и сошёлся с будущими импрессионистами Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем.


Слева: Пьер Огюст Ренуар, «Портрет Альфреда Сислея» (1864)

"...Он ездил вместе с друзьями в лес Фонтебло на пленэры, участвовал в первых выставках импрессионистов. Но удивительным образом в каждой такой значимой исторической картинке Сислей все время оказывается в расфокусе. Человек-невидимка, о котором забывают режиссеры ВВС, когда снимают фильм «Импрессионисты», о котором историки искусства вспоминают только к столетию со дня смерти, настоящая ретроспектива работ которого впервые состоялась только в 1992 году... Современные исследователи объясняют эту несправедливость упрямой верностью Сислея раз и навсегда найденной художественной истине и возвращают художнику его место в истории импрессионизма..." - полная биография художника в Артхиве.



Первоначально Сислей работал в натуралистической ландшафтной традиции Барбизонской школы. Но со временем всё чаще начал обращаться к прото-импрессионистской манере, последовательно писал отдельные виды в разное время года и суток, при разных погодных условиях. Художник выбирал и изображал с разных точек зрения объекты вокруг своих мест жительства – в деревнях вдоль Сены к западу от Парижа, в городках Венё-ле-Саблон и Морэ-сюр-Луан.
Альфред Сислей. Сена близ Буживаля
Сена близ Буживаля
Альфред Сислей
1872, 50.8×65.5 см

Сислей был в первую очередь художником света. Он мастерски буквально пропитывал им свои картины. «Можно сказать, что свет заливает его пейзажи, прелестно окутывая даже мельчайшие детали», – писал анонимный автор в газете L'Écho de Paris в 1899 году.


Альфред Сислей. Под мостом в Хэмптон-Корте
Под мостом в Хэмптон-Корте
Альфред Сислей
1874, 50×76 см
Альфред Сислей. Церковь в Морэ под утренним солнцем
Церковь в Морэ под утренним солнцем
Альфред Сислей
1894, 100×81 см

Пейзажи Альфреда Сислея, как правило, небольшие по размерам и относительно сдержанные тонально. Однако волшебство, с которым он передавал световые эффекты, танец бликов на воде, блеск зимнего солнца на снегу и инее, движение ветра в деревьях и глубина неба делают его работы неотразимыми и роднят с поэзией. Они требуют внимательного, спокойного созерцания и оценки.

«Его очень нежная, живая чувственность естественна перед всем великолепием природы… Сислей проникся восхитительным светом, прозрачностью воздуха, подвижностью и переменчивостью отражений, скоростью движения», – заметил писатель Октав Мирбо в 1892 году.


Слева: Альфред Сислей, «Церковь в Морэ под утренним солнцем» (1894)

Передвижная выставка «Альфред Сислей», организованная совместно с Центром искусств Комона из французского Экс-ан-Прованса, сосредоточена на всей карьере художника, начиная с произведений, выставленных в Салоне 1860 году, до живописных видов города Морэ-сюр-Луан, созданных в 1890-е.

Ретроспектива подчёркивает главенствующее положение Сислея среди его собратьев-импрессионистов. Посетители смогут оценить его радикальные изобразительные стратегии в 1870-х годах, влияние японской гравюры, фотографии, голландского искусства XVII века, а также Констебла и Тёрнера, Камиля Коро и Эжена Будена.
Альфред Сислей. Наводнение в Пор-Марли
Наводнение в Пор-Марли
Альфред Сислей
1876, 50×61 см

Выставка «Альфред Сислей: мастер импрессионизма» в Музее Брюса продлится до 21 мая. После этого она будет представлена в Центре искусств Комона (Экс-ан-Прованс, Франция) – с 10 июня по 15 октября.


Музей Брюса в Гринвиче. Фото: Википедия


Музей Брюса был организован в Гринвиче (штат Коннектикут) 1908 году по инициативе торговца текстилем Роберта Моффата Брюса. Он передал свой особняк городу для использования «в качестве историко-художественного музея на благо общества». Коллекция произведений искусства в галерее включает работы Чайльда Гассама, Эмиля Карлсена, Огюста Родена и других мастеров.

По материалам официальных сайтов Музея Брюса, Центра искусств Комона и artdaily.com.