Показ шедевров Лейденской коллекции и работ из музея Виченцы, прекрасные венецианцы, изящные японцы, кубисты, футуристы, мастера Парижской школы - предлагаем вам обзор главных выставок грядущего года в Пушкинском музее.

Эпохальная выставка с Вермеером и Рембрандтом


Одно из самых ярких событий предстоящего сезона в ГМИИ имени Пушкина - выставка собрания нью-йоркского коллекционера Томаса Каплана «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», которая откроется 26 марта 2018 года. Летом зрителям представят показ итальянского искусства XVII–XVIII веков, которая организована  участием с Художественного музея Виченцы, а также работы итальянского классика видеоискусства Фабрицио Плесси. А на осень запланирована удивительная экспозиция «Изобразительное искусство эпохи Эдо», которая откроет рублике неведанные прежде имена японских художников-классиков. И это еще не все! Рассказываем подробнее.
Ян Вермеер. Девушка за виржиналием
Девушка за виржиналием
Ян Вермеер
1672, 25.5×20.1 см

Здесь и ниже - произведения из Лейденской коллекции.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затенёнными глазами
Автопортрет с затенёнными глазами
Рембрандт Харменс ван Рейн
1634, 71.1×56 см

В Москву едет Лейденская коллекция — одно из крупнейших в мире частных собраний картин голландских мастеров. Зрителей ждет встреча с 75 шедеврами авторства Рембрандта, Вермеера, Халса, Ластмана и других всемирно известных художников. Лейденская коллекция принадлежит чете из Нью-Йорка - Томасу и Дафне Каплан. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и его современников (отсюда название их собрания – Лейденская коллекция), супруги Каплан на протяжении последних 15 лет смогли собрать удивительную по художественной значимости подборку произведений.



Карел Фабрициус. Явление ангела Агари
Явление ангела Агари
Карел Фабрициус
1645, 157.5×136 см

Эта коллекция исторических картин, портретов и жанровых сцен старых мастеров превосходит по масштабам все частные собрания и уступает лишь немногим национальным музеям. Названная в честь родного города Рембрандта, Лейденская коллекция на данный момент насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых вошли в недавно опубликованный  электронный каталог.

Читайте большой иллюстрированный обзор знаменитой Лейденской коллекции
в нашем материале.



Ян Стен. Пир Антония и Клеопатры
Пир Антония и Клеопатры
Ян Стен
1675, 82.1×107.8 см

В практике владельцев Лейденской коллекции - передача шедевров своего собрания на длительное хранение и экспозицию в крупные мировые музеи, такие как Прадо и Лувр. Директор ГМИИ им.Пушкина Марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше Лошак выразила надежду, что после открытия новых помещений галереи старого искусства (которое перенеслось на 2020 год) Томас Каплан сможет предоставить музею некоторые произведения для продолжительной экспозиции, о чем уже достигнута предварительная договоренность. Пока же анонсирован временный показ работ знаменитой коллекции. Полный перечень произведений, которые привезут в Москву, еще неизвестен, однако заявлен, например, Вермеер - в коллекции имеется одна работа кисти великого мастера.

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»
будет работать с 26 марта по 22 июля 2018 года

Ян Ливенс. Игроки в карты
Игроки в карты
Ян Ливенс
1625, 99×106.7 см

Смотрите также видео Артхива "Ян Вермеер: тайны и загадки"




Старинные фрески и новые технологии


Летом в ГМИИ ожидают экспозицию известного итальянского художника и мастера видеоискусства Фабрицио Плесси. На выставке будет показано два проекта маэстро - его представление о новейшем искусстве и его формах выражения. «Душа камня» (L’Anima della pietra) продемонстрирует дюжину видеоскульптур, которые будут обновлены специально для выставки в Москве и созданы на основании произведений из фонда музея; впервые Плесси представил эту композицию на Венецианской биеннале в 2009 году. Во втором проекте - «Rolling Stones» - Плесси обращается к росписям художника-маньериста Джулио Романо.
Джулио Романо. Мантуя. Палаццо дель Те. Зал Гигантов. 1532-1534
Источник фото: varvar.ru


«Rolling Stones» впервые была показана в 2013 году в Мантуе, в «Зале гигантов», расписанном Джулио Романо в XVI веке. Изображенные на потолке гиганты в отчаянном бегстве разрушают здания и колоннады, «падающие» в центр зала. Фреска из «Зала гигантов» будет воссоздана в цифровом виде специально для ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Выставка «Фабрицио Плесси. Оставленное время. От античности к барокко»
будет работать с июня по август 2018 года.

Фрагмент проекта Фабрицио Плесси «Душа камня» (L’Anima della pietra). 
Источник фото: fabrizioplessi.net


Прекрасные венецианцы


Итальянское искусство XVII–XVIII веков из музея Виченцы посетители ГМИИ увидт уже в июне 2018 года. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в музее, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, которая объединит около 50 произведений из российского и итальянского собраний. Живописные полотна выдающихся итальянских мастеров представят венецианскую живопись XVIII века во всей ее полноте и многообразии жанров: пейзажи и ведуты Каналетто, Белотто, Мариески и Гварди из собрания ГМИИ будут соседствовать с картинами из музея Виченцы на евангельские темы, написанными венецианскими живописцами для городских церквей.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто). Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло
Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло
Джованни Антонио Каналь (Каналетто)
XVIII век, 108×63 см

Сокровища Японии


Сентябрь откроется выставкой «Изобразительное искусство эпохи Эдо», экспонаты которой охватят внушительный период с 1603 по 1868 год.  Сенсационность предстоящей экспозиции — практически неизвестная в России японская живопись в разных ее направлениях, периодах и именах. Публика впервые увидит всю палитру художественных течений японского искусства XVII–XIX веков, в том числе произведения художников школы Кано, Тоса, Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё, укиё-э. Две работы обладают статусом «национальное сокровище», десять имеют статус «особо ценный культурный объект» и пять – статус «особо ценный предмет искусства». Здесь же разместят коллекцию не менее ценных экспонатов из Музея Востока и ГМИИ им.Пушкина. Выставка будет состоять из двух частей: первоначальная экспозиция через месяц сменится другой, рассчитанной тоже на месячный срок.

Выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо» будет работать
с 4 сентября по 28 октября 2018 года

Кикугава Эйдзан. Вечерний прилив. 1820-е. Коллекция ГМИИ им.Пушкина


Парижский салон


В 1910-х годах, в пору расцвета парижского авангарда, салон баронессы Эттинген на Монпарнасе был прекрасно знаком новаторам в искусстве – художникам, литераторам, критикам, музыкантам. Вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником и тонким знатоком Сергеем Ястребцовым, взявшим псевдоним Серж Фера, баронесса Эттинген была одной из ключевых фигур художественной жизни Парижа. В их «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты группы «Золотое сечение» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто.
 
«Парижские вечера баронессы Эттинген» откроются 25 сентября 2018 года.

Пабло Пикассо. Скрипка
Скрипка
Пабло Пикассо
1912, 55×46 см

Выставка ГМИИ имени А.С. Пушкина в партнерстве с французскими коллегами призвана воссоздать живую и насыщенную атмосферу парижской жизни Эттинген и Фера 1900-х – 1950-х годов. Она включит неизвестные широкой публике материалы частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо – наравне с произведениями из крупнейших парижских музеев искусства ХХ века – Центра Помпиду и Городского музея современного искусства. Предполагается, что в проекте будут представлены около 40 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.
Жорж Брак. Замок Ла Рош Гюйон
Замок Ла Рош Гюйон
Жорж Брак
1909, 92×73 см

Пабло и Ольга


С 15 ноября 2018 по 03 февраля 2019 года в стенах музея пройдет выставка «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова», посвященная жене и музе Пабло Пикассо, с которой он познакомился в 1917 году в ходе работы над балетом «Парад» на музыку Эрика Сати. Ольга Хохлова была танцовщицей в труппе Сергея Дягилева. В экспозиции планируется показать произведения живописи и графики, посвященные Ольге Хохловой, из собрания парижского Музея Пикассо, зарубежных музейных и частных коллекций. Подробности о грядущем событии и о выставке, которую уже представили публике в Париже - в нашем отдельном материале.
Пабло Пикассо. Сидящая балерина (Ольга Хохлова)
Сидящая балерина (Ольга Хохлова)
Пабло Пикассо
1920

Старинные фотографии


Начинается парад экспозиций 2018 года с большого монографического показа работ Уильяма Генри Фокса Тальбота (1800–1877) — одного из пионеров фотографии: выставка откроется уже 6 февраля 2018 года. Будет представлено около 150 фотографий Тальбота из собрания Национального музея науки и медиа в Брэдфорде, а также из Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания).



Уильям Генри Фокс Тальбот – английский ученый, изобретатель бумажного негативно-позитивного процесса в фотографии, названный им калотипия (от древнегреческих слов kalos – красивый и typos – отпечаток). Современники же называли этот способ по имени изобретателя - тальботипия. Это был сравнительно простой и недорогой способ, позволяющий - в отличие от дагерротипии - тиражировать изображения.








На фото: Генри Фокс Тальбот. Фотография Джона Моффата, 1864

Свои достижения Генри Тальбот представил широкой публике в книгах, первой из которых стал «Карандаш природы» («The Pencil of Nature»). Книга была издана в шести частях в 1844 - 1846 годах. Примечательно, что в каждом экземпляре содержалось по 4 фотографии, приклеенные вручную, а также сопроводительный текст самого Тальбота. Для того, чтобы получить нужное для издания количества отпечатков, в 1843 году Тальбот открыл в английском городе Ридинге студию фотопечати Reading Establishment, которой управлял его ассистент Николас Хеннеман (1813-1898).


Женский портрет. 1841. Калотипия. Бумага; соляная печать с бумажного негатива.
Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд (Великобритания)


Получить авторские снимки Тальбота для выставки в ГМИИ было делом нелегким. «Мы этим занимались целых шесть лет и рассчитывали на очень скромный результат, а в итоге получили беспрецедентную по объему выставку — около 150 фотографических винтажей…»рассказывает куратор проекта Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ. Помимо альбомов «Карандаш природы» в экспозиции, посвященной 180-летию изобретения фотографии, покажут работы Тальбота из еще одного альбома – «Солнечные картинки Шотландии», а также другие его работы разных лет.

Выставка «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии» пройдет с 6 февраля по 9 апреля 2018 года.

Лестница. Лист XIV из альбома «Карандаш природы». 1844. Калотипия. Бумага; соляная печать с бумажного негатива. Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд (Великобритания)


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Подготовлено по материалам пресс-релизов ГМИИ им.Пушкина, ресурса theartnewspaper.ru. Титульная иллюстрация: Габриель Метсю. Девушка с шитьем и попугай. 1663. Лейденская коллекция (фрагмент)