Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге приступает к углублённому анализу главного шедевра в своей коллекции – портрета «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера. За работой экспертов, которая начнётся в предстоящий понедельник, 26 февраля, смогут наблюдать все желающие.

Последний раз «голландская Мона Лиза», написанная приблизительно в 1665 – 1667 годах, подвергалась тщательному изучению в 1994-м во время масштабной реставрации.




Хотя дополнительное восстановление пока ещё не требуется, за последние 25 лет неинвазивные (то есть не требующие нарушения слоёв) методы анализа значительно продвинулись. Так что учёные надеются больше узнать о том, как Вермеер писал «Девушку с жемчужной серёжкой» и какие материалы при этом использовал.
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой
Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер
1665, 44.5×39 см

Двухнедельное исследование будет проводиться на виду у публики. Специально для этого в Золотом зале Маурицхёйса оборудована студия со стеклянной витриной. Международная команда экспертов будет работать 24 часа в сутки. В рамках мультимедийной презентации реставратор и главный хранитель музея Эбби Вандивер с помощью видео даст разъяснения тому, что происходит в мастерской.

Учёные тщательно изучат холст, пигменты и масло, подвергнув картину рентгенофлуоресцентному анализу и оптической когерентной томографии, также исследуют с помощью цифрового микроскопа.




Проект получил название «Девушка в центре внимания».




Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» – шедевр Золотого века Голландии, поражающий воображение. Загадочный взгляд модели, цвета, которые использовал Вермеер, и феноменальная игра света не оставляют зрителей равнодушными.

Кто позировал художнику, доподлинно неизвестно. Картина представляет собой «трони» – не заказной портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше конкретной личности, а студийную фантазию, изображающую анонимную модель с необычным выражением лица или, как в данном случае, в странном костюме.

Слева: Эбби Вандивер, главный реставратор и хранитель галереи Маурицхёйс, изучает «Девушку с жемчужной серёжкой». Фото: Mauritshuis

Своё нынешнее название полотно получило в 1995 году, когда Маурицхёйс готовил его к выставке Вермеера в Вашингтоне. Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила название «Девушка с жемчужной серёжкой» в одноимённом романе, по которому в 2003 году был снят фильм с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.

Нешуточные споры вызывает серёжка в ухе героини. Некоторые исследователи, принимая во внимание крупный размер украшения и его странный блеск, считают, что бусина сделана из металла или окрашена металлической краской. Подробнее об этом читайте в нашем материале «Хороший вопрос. Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная?».


Ян Вермеер. У сводни. Фрагмент (автопортрет Вермеера?)
У сводни. Фрагмент (автопортрет Вермеера?)
Ян Вермеер
1656

Галерея Маурицхёйс предупреждает, что с 26 февраля по 11 марта, пока будут проводиться исследования, картина будет труднодоступна для просмотра. Вместо неё будет отображаться высокотехнологичная 3D-проекция, которую можно будет фотографировать. Но уже 12 марта «Девушка с жемчужной серёжкой» вернётся на своё место в зале №15. Тем временем учёные продолжат анализировать полученные данные, а результаты опубликуют лишь по завершении всех работ.

Слева: фрагмент картины Яна Вермеера «У сводни» (1656) — предполагаемый автопортрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше художника. Дрезденская картинная галерея

Между тем, 14 июня начнётся реставрация одного из самых старых и особых произведений из коллекции галереи Маурицхёйс – «Оплакивания Христа» (ок. 1460 – 1464) Рогира ван дер Вейдена. Наряду с Яном ван Эйком этот художник из Брюсселя считается основателем фламандской живописи. Картину также будут восстанавливать на виду у публики. До 9 сентября посетители смогут узнать всё об этом удивительном шедевре и увидеть «закулисье» реставрационной мастерской.
Рогир ван дер Вейден. Оплакивание Христа
Оплакивание Христа
Рогир ван дер Вейден
1460-е , 80.6×130.1 см

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс