Галерея Петуорт-Хаус в английском графстве Сассекс чествует поэта и художника эпохи романтизма Уильяма Блейка, которого не ценили при жизни, а после смерти назвали пророком. Одним из главных экспонатов выставки «Видения Альбиона» стала картина, которая десятилетиями находилась в тёмном углу библиотеки Петуорта. Имение, в котором Блейк провёл три года, стало единственным местом, где он жил помимо Лондона.

В экспозицию включены картины, предоставленные Британским музеем, галереей Тейт, Музеем Виктории и Альберта, а также редкие сохранившиеся экземпляры книг Блейка.



Томас Филлипс. Уильям Блейк
Уильям Блейк
Томас Филлипс
1807, 92.1×72 см

Уильям Блейк (1757 – 1827) сейчас считается одной из величайших фигур в литературной и художественной истории. Однако на протяжении жизни его воспринимали как жалкого и эксцентричного человека. Художнику Томасу Филлипсу, автору портрета Блейка, пришлось одолжить ему приличную одежду для позирования.

Сам Блейк создавал свои «пророческие произведения» во многом под влиянием идеалов Американской и Французской революций.

Слева: Томас Филлипс, «Уильям Блейк» (1807). Национальная портретная галерея, Лондон

В скромном коттедже в деревне Фельфем Уильям Блейк с женой Кэтрин прожил с 1800-го по 1803 годы. Этот уголок он описал как «самое милое место на земле» и именно там начал свою эпическую поэму «Мильтон». Теперь поместье Петуорт владеет самой интересной коллекцией его произведений. Среди них – две картины, «Страшный суд» (1808) и «Сатана, призывающий свои легионы (ок. 1800 – 1805). В первой есть очень необычный персонаж – женщина, окружённая ореолом из младенцев, и сидящий напротив художник, который пишет её портрет.
Уильям Блейк. Страшный суд
Страшный суд
Уильям Блейк
1808, 51×39.5 см

Вероятнее всего, Блейк изобразил себя и заказчицу акварели Элизабет Айлиф в окружении её шестерых детей. Эта женщина в течение многих лет была одной из множества любовниц третьего графа Эгремонта, известного коллекционера и покровителя художников. Она родила ему семерых детей (один умер в младенчестве), прежде чем стала его женой. В 1803 году Элизабет оставила мужа и переехала в Лондон. На картине, как полагает куратор выставки Энди Лукес, показано её искупление, в то время как неверный супруг низвергается в ад.


Томас Филлипс. Элизабет Айлиф, графиня Эгремонт
Элизабет Айлиф, графиня Эгремонт
Томас Филлипс
1797, 135×107 см
Элизабет Айлиф была интересной женщиной. Она интересовалась наукой и искусством, оборудовала собственную лабораторию в поместье Петуорт и была удостоена серебряной медали за свою научную работу. Поскольку супруги не были разведены, после её смерти заказанные ею картины Уильяма Блейка вернулись графу Эгремонту.

Этот аристократ приобрёл у вдовы Блейка ещё одну его работу - за огромную по тем временам сумму в 80 фунтов стерлингов. На эти деньги Кэтрин жила годами. Энди Лукес не сомневается, что со стороны графа это был благотворительный жест.

Слева: Томас Филлипс, «Элизабет Айлиф, графиня Эгремонт» (1797). Петуорт-хаус, Сассекс

Ещё одним экспонатом с интересной историей является акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
«Море времени и пространства» (1821) с изображением бурной сцены на берегу. Её обнаружили в кладовой горничной в поместье Арлингтон-Корт в 1947 году, когда дом был передан Национальному фонду. Почему и как рисунок оказался там, достоверно неизвестно.
Уильям Блейк. Море времени и пространства
Море времени и пространства
Уильям Блейк
1821, 47.8×57.4 см
Уильям Блейк. Сатана, призывающий свои легионы. Иллюстрации к поэме Мильтона "Потерянный рай"
Сатана, призывающий свои легионы. Иллюстрации к поэме Мильтона "Потерянный рай"
Уильям Блейк
1805, 52.5×40.5 см

Посетители выставки могут ознакомиться также с судебными документами по поводу одного фарсового эпизода, которые произошёл в конце пребывания Блейка в Сассексе. Тогда ему пришлось выгонять из своего сада двух пьяных солдат. Один из них впоследствии заявил, что художник при этом оскорблял короля. Поскольку Блейк был известен своими радикальными взглядами, ему предъявили обвинения в нападении, подстрекательстве и измене. В конце концов художник был оправдан.

Слева: Уильям Блейк, «Сатана, призывающий свои легионы» (1800 - 1805). Петуорт-хаус, Сассекс

К тому времени он уже вернулся в Лондон, тем не менее, в его творчестве навсегда сохранились мотивы моря и накатывающихся волн, увиденные в графстве. Имение Петуорт он описал как место, где создал свои «Видения Альбиона» – одни из самых известных своих произведений.



Выставка «Уильям Блейк. Видения Альбиона» будет работать в Петуорт-хаус до 25 марта.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам газеты The Guardian и Pique Magazine