Если вы интересуетесь историей объединения «Синий всадник» и желаете проследить путь Василия Кандинского к абстракционизму, лучшего места, чем музей Ленбаххаус (Lenbachhaus) в Мюнхене, во всём мире не найти. Гидом "Артхива" по интереснейшей части экспозиции музея выступает писатель, коллекционер, исследователь Евгений Деменок.



В собрании городской галереи в доме Ленбаха, расположенной в центре города, рядом со знаменитой Кёнигплац, находится самая большая в мире коллекция работ участников группы «Синий всадник»: Василия Кандинского, Габриеле (Габриэль) Мюнтер, Алексея Явленского, Марианны Верёвкиной, Франца Марка, Августа Маке, Пауля Клее. Основная часть этой коллекции попала в Ленбаххаус благодаря щедрому дару Габриэле Мюнтер, многолетнего партнёра и соратника Василия Кандинского. В 1957-м, в год своего восьмидесятилетия, Габриэле подарила музею около тысячи работ участников группы, в том числе более девяноста работ маслом Василия Кандинского и триста тридцать его рисунков, акварелей, альбомов с набросками и росписей на стекле и на дереве. Благодаря этому дару Ленбаххаус приобрёл статус музея мирового уровня.

Все эти работы Габриэле Мюнтер смогла сохранить в своём доме в Мурнау в самые мрачные годы Третьего Рейха, когда искусство участников группы было признано дегенеративным и хранить их работы было невероятно опасно


Сама галерея удивительна. Это вилла знаменитого немецкого художника-портретиста Франца фон Ленбаха, построенная в 1887-1891 годах, дважды затем перестроенная и, наконец, реконструированная в 2009-2013 годах архитектурным бюро Нормана Фостера. Комнаты самого Ленбаха сохраняют в неприкосновенности с 1924 года, когда вдова художника продала виллу городу, подарив коллекцию работ своего мужа.

В музее представлены в первую очередь работы художников XVIII -XIX веков, работавших в Мюнхене (включая картины самого Ленбаха), также работы участников мюнхенского Сецессиона, основанного в 1892 году, имеется ряд произведений художников новейшего времени.

Но, безусловно, международную славу музей приобрёл благодаря крупнейшему в мире собранию работ участников группы «Синий всадник» и жемчужине собрания – подборке работ Василия Кандинского.


Василий Васильевич Кандинский приехал в Мюнхен в тридцатилетнем возрасте, в 1896 году, оставив блестящую карьеру в юриспруденции. После окончания Московского университета он остаётся в нём преподавать, став доцентом; в том же 1896 году ему предлагают место профессора в знаменитом Дерптском университете в Тарту. Но тяга к живописи, стремление стать художником оказались сильнее. Позже он вспоминал о двух главных событиях, повлиявших на это решение – посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне "Стога сена", и впечатление от оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре. Сам Кандинский называл решение стать художником своим "вторым рождением".

Мюнхен был в то время одним из центров европейского искусства. Кандинский начал заниматься в частной школе у известного художника и преподавателя, словенца Антона Ажбе, чьими учениками в разное время были Давид Бурлюк и Марианна Верёвкина, Игорь Грабарь и Мстислав ДобужинскийИван Билибин и Кузьма Петров-Водкин. "Является какой то господин с ящиком красок, занимает место и принимается работать. Вид совершенно русский, даже с оттенком Московского университета и даже с каким-то намеком на магистранство... Оказался Кандинским... Он какой то чудак. Очень мало напоминает художника, совершенно ничего не умеет, но, впрочем, по-видимому, симпатичный малый" - писал Игорь Грабарь о Василии Кандинском, которого он встретил в школе Антона Ажбе в Мюнхене в 1897 году.
В 1899 году Кандинский пытается поступить в Мюнхенскую академию художеств – это получается со второго раза, в 1900-м. Он попадает в класс Франца фон Штука, яркого представителя мюнхенской школы изобразительного искусства.

По рекомендации фон Штука Кандинский целый год пишет только в чёрно-белой гамме, чтобы изучить форму без привязки к цвету – фон Штук считал, что цвета его палитры «слишком буйные»


Василий Кандинский. Рисунок
Рисунок
Василий Кандинский
XX век, 20×15 см

Учёба у фон Штука также не продлилась долго. Уже в мае 1901-го он вместе с Рольфом Ницки, Вальдемаром Хеккелем и Вильгельмом Хьюсгеном - единомышленниками на волне неприятия академизма, - создаёт художественно-творческое объединение «Фаланга» («Phalanx»). Кандинский становится её руководителем и открывает художественную школу. На выставках «Фаланги» Кандинский старался собрать разнообразные работы, представляя символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше . импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше , югендстиль (или модерн).








Василий Кандинский. Вид Мюнхена
(1901 г.)


Кандинский и сам ищет свой стиль. В это время он создаёт несколько знаковых работ, одна из которых – «Синий всадник» (1903), - станет впоследствии символом нового объединения. «Фаланга» провела двенадцать выставок, но из-за негативной реакции консервативного мюнхенского общества в 1904 году Кандинский решает закрыть объединение.
Василий Кандинский. Портрет Габриеле Мюнтер (1905 г.)


Благодаря «Фаланге» Кандинский знакомится с Габриеле Мюнтер, которая в 1902 году пришла учиться живописи в его класс. В 1903-м он обручается с ней, несмотря на то, что уже десять лет был женат на своей двоюродной сестре Анне Чемякиной. Следующие пять лет Кандинский вместе с Мюнтер путешествуют по Европе и Северной Африке – они посещают Голландию, Швейцарию, Тунис, Рапалло, некоторое время живут в Париже; три портрета Мюнтер работы Кандинского этого периода (два 1903 и один 1905 гг.) представлены в коллекции музея Ленбаххаус.
Василий Кандинский. Габриеле Мюнтер за рисованием (1903 г.)

Тогда художники неоднократно рисовали друг друга за работой – небольшой этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше Мюнтер изображает Кандинского сидящим на траве с переносным этюдником в руках. В музее представлен также ряд этюдов, сделанных Кандинским в путешествиях – пляж в Голландии, скалистый берег моря в Рапалло, водопад в баварском Кохеле.

Вернувшись в 1908 году в Баварию, художники селятся в Мюнхене и каждое лето живут в маленьком городке Мурнау в Баварских Альпах, в доме, который Габриеле Мюнтер вскоре, в августе 1909-го, приобретёт для их совместной жизни. Этот дом существует и сегодня – в нём открыт музей, и называют его, по традиции, «Русским домом».
Гостями «Русского дома» были в те годы Франц Марк и Август Маке, Марианна Верёвкина и Алексей Явленский, Пауль Клее и Арнольд Шёнберг. В коллекции Lenbachhaus есть замечательная работа Мюнтер 1936 года, на которой изображён этот дом. Именно в нём, между фальшивыми стенами, сооружёнными в подвале, она и хранила коллекцию работ Кандинского и других участников «Синего всадника».


Габриель Мюнтер. Кандинский и Эрма Босси за столом в Мурнау (1912 г.)



Годы, проведённые с Мюнтер в Мюнхене и Мурнау, станут, пожалуй, самыми важными для Кандинского в творческом плане. Он ищет себя, свою манеру выражения, постепенно переходя от выполненных в технике пуантилизма работ, посвящённых русским народным темам («Пёстрая жизнь», «Двое на лошади») и многочисленных пейзажей с видами Мурнау, построенных на цветовых диссонансах, к первым опытам абстрактной живописи.
Василий Кандинский. Двое на лошади (1906 г.)

Василий Кандинский. Красочная жизнь (1905 г. )


Напомним, 21 июня 2017 г. две знаковые картины Василия Кандинского побили аукционные рекорды на вечерней распродаже Sotheby's. Полотна «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом» (1909) и «Картина с белыми линиями» принесли в общей сложности без малого 54 млн фунтов стерлингов. Ещё одна работа – «4 фигуры на 3 квадратах» (1943) довела эту сумму до 54,4 миллиона.


Василий Кандинский. Церковь в Мурнау
Церковь в Мурнау
Василий Кандинский
1910, 25.5×19.8 см
Василий Кандинский. Романтический пейзаж (1911 г.)


В 1909 году Кандинский начал классифицировать свои большие работы как «Впечатления» («Impressions»), «Импровизации» («Improvisations») и «Композиции» («Compositions»). «Impressions» он характеризовал как «прямые впечатления, полученные от окружающей природы (“outward nature”)», в отличие от «Импровизаций», которые являлись впечатлениями, полученными от “inward nature”, «внутренней природы», то есть от собственных мыслей, идей и фантазий. «Композиции» являлись сочетанием всех этих аспектов рациональным способом и требовали большей художественности для выражения. Как ни удивительно, «Impressions» часто являлись более абстрактными, чем «Импровизации» и «Композиции» (в коллекции музея есть прекрасная работа «Impression IV (Gendarme)», в которой фигуратив сочетается с абстракцией). Иногда они изображали акустические и визуальные впечатления – как, например, в представленной в Lenbachhaus работе «Impression III (Concert)», которая является одной из первых в современном искусства работ, отображающих в цвете эффект от прослушивания музыки.


Василий Кандинский. Импрессия III. Концерт (1911)


«Импровизации» часто обладают описательными названиями и раскрывают индивидуальный подход Кандинского к абстракции. Абстракция означала для него в первую очередь обнажение объектов до их изначальной сути, обнаружение их «внутреннего звучания» и придание конкретной формы, конкретных очертаний духовному содержанию. В 1909-1914 годах Кандинский создаёт более тридцати пяти «Импровизаций».


В коллекции музея Lenbachhaus представлены "Импровизация 2", "Импровизация 19", "Импровизация 19A", "Импровизация 26"


Василий Кандинский. Импровизация 19A



И всё же именно «Композиции» рассматривал Кандинский как главные заявления своих художественных идей. Если допустить сравнение живописных произведений с музыкальными, то «Композиции» являлись для художника симфониями, своего рода кульминациями его художественного видения в каждый конкретный момент его творческого пути. Хотя за всю жизнь он создал не более десяти «Композиций», семь из них – между 1909 и 1913 годами, но, тем не менее, «Композиции» прошли через всё зрелое творчество Кандинского. Последняя из них датируется 1939 годом. В музее вы можете увидеть один из эскизов к великолепной "Композиции VII" (сама картина хранится в Третьяковской Галерее).
Василий Кандинский. Композиция VII
Композиция VII
Василий Кандинский
1913, 200×300 см

Василия Кандинского не зря называют «пионером абстракции». Хотя он и шёл в этом направлении рука об руку к Мондрианом, МалевичемПикабиа и другими, он был единственным, кто теоретически обосновал существование искусства за границами фигуративности. Именно его «Первая абстрактная акварель» 1910 года считается точкой отсчёта для абстракционизма.
Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель
Первая абстрактная акварель
Василий Кандинский
1911

Удивительная энергия Василия Кандинского подвигала его на создание новых художественных союзов. В январе 1909-го он инициирует создание «Нового объединения художников, Мюнхен» (Neue Kunstlervereinigung Munchen). В его состав вошли Мюнтер, Верёвкина, Явленский, Кубин и ряд других художников, среди которых был одессит, скульптор Владимир Издебский. Благодаря бурной деятельности Кандинского в 1909-10 годах состоялось несколько выставок участников объединения с участием приглашённых художников, среди которых были Жорж Брак, Давид и Владимир Бурлюки, Кес ван Донген, Андре Дерен, Пабло Пикассо, Анри ле ФоконьеЖорж Руо и Морис Вламинк. Так консервативный Мюнхен стал на время центром авангардного искусства, а работы Кандинского увидел никому на тот момент не известный мюнхенский художник Франц Марк – и был настолько впечатлён ими, что вскоре стал одним из его ближайших соратников и друзей.
Василий Кандинский. Интерьер. Столовая (1909)


К слову, первая масштабная презентация работ Кандинского состоялась не в Мюнхене, а в Одессе, в городе, где он вырос. В 1909 году Владимир Издебский при поддержке Василия Кандинского решает организовать в Одессе серию международных выставок авангардного искусства, чтобы познакомить российскую публику с современным художественным творчеством. Во втором «Салоне», открывшемся в Одессе в феврале 1911 года, были представлены 54 работы художника. Кандинский разработал для «Салона» афишу и обложку каталога, в котором была опубликована его статья «Содержание и форма».
«Оригинальная прелесть Кандинского в том, что он вслед за Фридрихом Ницше, как бы осуществляя его эстетическую теорию о музыке, как единственном критерии и учителе красоты, доводит почти до аннулировки внешнюю форму, веруя только во внутренний, тайный ритм, и им проникая все картины, все фигуры, все линии... Художник-музыкант со своей прелестью неясности мелодии - вот формула Кандинского...» - писала одесская пресса.



Василий Кандинский. Импровизация 12. Всадник (1910)


Эксперименты Кандинского были чересчур смелыми даже для его коллег по «Новому объединению художников»: новатор покинул пост председателя, а когда зимой 1911 года жюри готовящейся выставки отклонило его картину «Композиция V» из-за несоответствия требуемым размерам, художник с группой единомышленников покинул объединение, знаменуя его распад .
Но уже летом 1911-го они с Францем Марком задумали создать нечто новое и грандиозное, ставя своими задачами сближение и демонстрацию различных течений в искусстве, утверждение идеи синтеза искусств и равноправия художественных форм. Лучше всего для этих целей подходил альманах. Им стал «Синий всадник».
Название родилось за чашкой кофе, когда художники сидели в кафе в саду в Зиндельсдорфе - Марк любил лошадей, Кандинский - всадников, и оба любили синий цвет. Работы «Синий всадник» Кандинского и «Синий конь» Марка стали своеобразными символами одноимённой группы художников: Кандинский впоследствии подчёркивал, что «Синий всадник» не был художественным объединением, но мы привычно называем его именно так.

На фото, которое сделала Габриэла Мюнтер - члены объединения "Синий всадник". Второй слева - Франц Марк, сидит Василий Кандинский
Франц Марк. Синяя лошадь
Синяя лошадь
Франц Марк
1911, 112×84 см

"Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года (1911 — 1914). Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи. Здесь объединились уникальные универсальные художники... лучшие представители «нового искусства» писали революционный альманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений..." - Артхив представляет специальный иллюстрированный экскурс «Синий всадник»: пять портретов




В первом иллюстрированном альманахе «Синий всадник», программном документе художников-авангардистов, вышедшем в 1912 году, были статьи Франца Марка и Давида Бурлюка, Августа Маке и Арнольда Шёнберга... Сам Кандинский опубликовал статьи «К вопросу о форме», «О сценической композиции» и сценическую композицию «Жёлтый звук».

Иллюстрация: В. В. Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1911 г.


Планы по созданию второго альманаха были перечёркнуты начавшейся Первой мировой войной. Кандинский, как российский гражданин, был вынужден покинуть Германию. В августе 1914-го они с Габриэле Мюнтер едут в Швейцарию, где живут до ноября; там он предлагает ей начать жить раздельно и перевести отношения в дружеские; затем каждый уезжает самостоятельно – Мюнтер в Мюнхен и затем в Стокгольм, Кандинский в Москву. Отношения их к тому времени действительно становятся скорее партнёрскими... В это же время покидают Германию и Алексей Явленский с Марианной Верёвкиной. Вскоре на фронте погибают ушедшие на него добровольцами Август Маке и Франц Марк, и «Синий всадник» фактически прекращает своё существование.
Василий Кандинский. Красное пятно (1921 г.)


Зимой 1915-16 годов Кандинский и Мюнтер встречаются в последний раз в жизни - в Стокгольме. В феврале 1916-го там проходит выставка работ Кандинского, в марте – Мюнтер. Несмотря на то, что он был уже в разводе с первой женой, Кандинский так и не сделал Габриеле предложение, которого она так долго ждала. Вскоре он вновь уезжает в Москву и женится на Нине Андреевской, которая была моложе его на двадцать семь лет. Когда в 1921 году чета Кандинских окончательно покидает Россию и перебирается в Германию, художник через своего адвоката требует у Мюнтер вернуть его картины и личные вещи. Часть она возвращает, часть оставляет у себя – в качестве моральной компенсации. После расставания с Кандинским Мюнтер на десять лет забросила искусство, пытаясь найти себя в чём-то другом. Вернувшись к живописи в 1927-м, она, тем не менее, все последующие годы ведёт замкнутый образ жизни. Когда в 1933 году нацисты закрывают «Баухаус», в котором работал Кандинский, они с супругой переезжают в Париж. А Габриеле Мюнтер, несмотря на обиду, - бережно хранит работы своего бывшего возлюбленного (немало при этом рискуя) - сначала сама, а потом с новым другом и единомышленником, искусствоведом Йоханнесом Айхнером.

19 февраля 1957 года Габриеле Мюнтер исполнилось восемьдесят лет. В этот день она подарила музею, городу и миру свою бесценную коллекцию. Помимо живописи и графики, это были её дневники и переписка с Кандинским, черновики альманаха и около двух тысяч фотографий, отснятых ею во время их совместных с Кандинским поездок и путешествий.
В 1965 году, вдохновлённые примером Мюнтер, наследники берлинского промышленника Бернхарда Кёллера, который был дядей жены Августа Маке и не только покупал работы участников «Синего всадника», но и финансово поддерживал выставки и публикации объединения, подарили музею работы Франца Марка и самого Маке. А в 1971 году созданный пятью годами ранее Фонд Габриеле Мюнтер и Йоханнеса Айхнера приобрёл для музея архив Альфреда Кубина, содержащий его письма и рисунки.

Если вы будете в Мюнхене, не пожалейте нескольких часов и зайдите в музей Лембаххаус. Уверяю, вы запомните этот визит надолго.



Фоторепортаж, текст — Евгений Деменок. Читайте также другие публикации писателя, исследователя, коллекционера в Артхиве: По одесским следам Бурлюков, Фоторепортаж и рассказ о выставке графики Эгона Шиле в Вене, Одесские годы Михаила Врубеля, Братья Сойеры. Американские классики, Владимир Баранов-Россине — одессит и парижанин, Семейные портреты Людмилы Кузнецовой — Бурлюк
Титульная иллюстрация: Василий Кандинский. Зеленая улица в Мурнау (1909 г.)

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме