Собрание Фонда Соломона Гуггенхайма пополнилась редким портретом кисти Амедео Модильяни. Полотно «Женщина в матроске», написанное в 1916 году, завещала учреждению коллекционер из Венеции Луиза Тосо.

Впервые работа будет представлена публике в Коллекции Пегги Гуггенхайм в июне нынешнего года.



Амедео Модильяни. Женщина в матроске
Женщина в матроске
Амедео Модильяни
1916, 55×35 см

Реставрацию картины проводил Лучано Пенсабене Буэми, который за несколько последних лет привёл в порядок холсты Джексона Поллока и Пабло Пикассо в том же музее. Он удалил лак, которым покрыли картину во время предыдущей реставрации, а также следы окисления и отбеливания, видимые на некоторых участках холста, и провел другие необходимые работы.

Теперь цвета работы вернулись к изначальному тонкому разнообразию.


Слева: Амедео Модильяни, "Женщина в матроске" (1916). Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция

«Женщина в матроске» станет четвёртой работой Модильяни в коллекции Фонда Соломона Гуггенхайма, которая может похвастать тремя более поздними картинами франко-итальянского мастера, написанными в 1917 – 1918 годах.


Амедео Модильяни. Обнаженная
Обнаженная
Амедео Модильяни
1917, 73×116.7 см

Молодая женщина, изображенная на завещанной музею работе, которая позировала Модильяни, остаётся неизвестной. Ту же натурщицу художник изобразил на другом портрете 1916 года – «Сидящая служанка». По цвету платья можно предположить, что картина написана зимой, поскольку стиль «мариньер» или «стиль французской Ривьеры», принятый в семьях состоятельных парижан и лондонцев, которые посещали Лазурный берег, предполагал светлые тона.
Амедео Модильяни. Сидящая служанка
Сидящая служанка
Амедео Модильяни
1916, 92×65 см

Анатомическое удлинение, характерное для работ Модильяни со второй половины 1910-х годов, свидетельствует о его предшествующих экспериментах со скульптурой и влиянии африканского и восточного искусства.


Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Зборовского
Портрет Леопольда Зборовского
Амедео Модильяни
1918, 100×64 см





Холст, названный «Женщина в матроске», был экспонатом на персональной выставке художника, которую в декабре 1917 года его дилер Леопольд Зборовски (он изображен на портрете слева) организовал в парижской галерее Берты Вейль. Изображения обнажённых женщин, выставленные в окнах, вызвали скандал, и показ преждевременно закрылся.

После того, как картину в 1917 году купил Пол Гийом, она появлялась на публике лишь дважды – во Дворце изящных искусств в Брюсселе в 1933-м и в Кунстхалле Базеля в 1934-м. Однако после того, как в 1952-м полотно вошло в коллекцию Луизы Тосо, оно выставлялось в Милане, Риме, Падуе, Вероне, Венеции, Анконе, Казерте и Турине, а итальянское государство внесло его в перечень произведений, имеющих высокую художественную и историческую ценность.
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная
Лежащая обнаженная
Амедео Модильяни
1917, 92×60 см

Напомним, картина Амедео Модильяни из серии «Лежащая обнажённая» стала вторым среди самых дорогих в мире полотен, когда-либо выставлявшихся на аукцион. На торгах Christie’s в Нью-Йорке 9 ноября 2015 года покупатель выложил за шедевр 170 млн долларов при эстимейте в 100 млн. Это лишь на 9 млн меньше стоимости работы Пикассо «Алжирские женщины (версия О)», которая в мае того же года была куплена за 179 млн долларов.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: коллаж×
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
читать дальше
из работ Модильяни, коллекция Фонда Соломона Гуггенхайма




По материалам официального сайта Коллекции Пегги Гуггенхайм