Вашему вниманию - горячие темы, которые обсуждают в мире искусства в начале лета. Заявление эксперта по Модильяни ставит под удар крупную выставку, провенанс "Картины с белыми линиями" Кандинского дает пищу как для толков, так и для смелых прогнозов, а новый проект одного из ведущих творцов современного искусства шокирует.

Поддельный Модильяни?


Работы одного из самых дорогих художников в мире, Амедео Модильяни, оказались в центре скандала в Италии. Ведущий эксперт по творчеству этого художника, Карло Пепи (Carlo Pepi) заявил о том, что минимум 13 из 60 картин, представленных на выставке в генуэзском Дворце Дожей, являются "весьма сомнительными". По мнению искусствоведа, три из картин, представленных на открывшейся в середине марта выставке, принадлежат кисти Моисея Кислинга, а вовсе не Модильяни.
"Лежащая обнаженная". Кто же автор, Модильяни или Кислинг? Источник фото:modiglianigenova.it


На своей странице в социальной сети Facebook Карло Пепи называет две конкретные работы с выставки в Генуе, относительно которых у него определенно есть веские сомнения - это «Лежащая обнаженная» и «Портрет Хаима Сутина». Несмотря на то, что Пепи сделал свой вывод исходя из опубликованных фотографий, итальянская прокуратура приняла к сведению это заявление и начала проверку. Организаторы выставки, первоначально принявшие заявление эксперта в штыки, на сегодняшний день активно содействуют следствию.

Напомним, чт именно Карло Пепи, как эксперт по Модильяни, высказывал активные сомнения в подлинности скульптурных "Голов" Модильяни, обнаруженных в 1984 году в Ливорно. Тогда он оказался прав. Разбирательство продолжается, и нам остается только дождаться вердикта итальянской прокуратуры и результатов экспертизы, которая наверняка будет проведена в самом ближайшем времени.  


"Портрет Хаима Сутина", 1917. Кто же все-таки автор? Источник: artslife.com


Кандинский на Sotheby’s


Лот №53 предстоящих 21 июня 2017 года лондонских торгов Sotheby’s взволновал мир коллекционеров. Еще бы! Под этим номером значится работа Василия Кандинского «Картина с белыми линиями», созданная мастером в 1913 году. Этот период творчества Кандинского чрезвычайно ценится, поскольку считается самым новаторским, самым ярким и выдающимся. Как считают эксперты, последний раз картина Кандинского такого класса была продана на торгах в 1990-м; это была его работа "Фуга", написанная в 1914 году. За картину дали более 20 миллионов долларов - рекорд, который не удавалось побить многие годы. "Картина с белыми линиями" имеет все шансы достичь и 30 миллионов - считают эксперты. Sotheby’s подогревает интерес коллекционеров и предоставляет эстимейт только по запросу.
Источник фото: sothebys.com

Провенанс у "Картины с белыми линиями" так же примечателен, как и ее предполагаемая цена. Написанная Кандинским в октябре 1913 года для выставки в Германии, картина в 1914-м была перевезена художником в Россию, куда он вернулся после начала Первой мировой войны. В 1919 году ее приобретают в фонд Музея живописной культуры на Волхонке, который возглавлял Кандинский. Затем картина уехала в Пензу, откуда она была перевезена в Третьяковскую галерею. Но в 1974 году "Картина с белыми линиями" становится собственностью немецкого коллекционера Вильгельма Хака... "Картина из Третьяковки - в частных руках? Не может быть!" - скажете вы. Тем не менее, это так.

Согласно слухам, которые базируются на публикациях в немецком "Шпигеле", в 1974 году Хак предложил советской стороне письма Ленина, а работа Кандинского стала составляющей в схеме обмена ценными историческими документами.
Источник фото: sothebys.com


Так это или нет, до конца не ясно, да и Sotheby’s в своем каталоге не стал заострять внимание на том, как шедевр Кандинского оказался в частной коллекции за рубежом. По имеющимся данным, провенанс - идеальный. Торги состоятся 21 июня, и - вполне ожидаемо - принесут новый рекорд продаж одного из основоположников абстракционизма.
"Картина с белыми линиями" среди работ Малевича, Гончаровой, Ларионова перед отправкой из московского Музея Живописной Культуры в музей Пензы. Январь 1920 года







Источник: sothebys.com

По следам Джорджа Оруэлла


«Гензель и Гретель» - так назвал свою новую инсталляцию знаменитый китайский художник и диссидент Ай Вэйвэй. Презентация прошла в Нью-Йорке; проект создан Ай Вэйвэем совместно со швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron. Его первый публичный показ состоялся 7 июня в выставочном пространстве бывшего нью-йоркского арсенала «Парк-авеню Армори».

Главная тема интерактивного шоу, которое длится два часа - тотальная слежка за человеком в эпоху господства современных цифровых технологий


Ай Вэйвэй. Инсталляция "Гензель и Гретель", первая часть. Фото: James Ewing


Интерактивное шоу "от Ай Вэйвэя" состоит из двух частей. Через узкий темный коридор посетители попадают в огромное, едва подсвеченное пространство зала «Парк-авеню Армори», который весь буквально утыкан камерами и приборами слежения, а в воздухе кружат дроны - тоже с видеокамерами. Видеоизображение каждого движения зрителей проецируется на пол помещения, стены которого утопают во тьме. Естественно, что посетители "дергаются", ведут себя более чем нелепо и реагируют на происходящее порой весьма остро. 
Вторая часть инсталляции Ай Вэйвэя. Фото: James Ewing


Поклонникам концептуального искусства напоминаем, что до 7 января в Праге работает выставка Ай Вейвея «Закон путешествия». Обзор выставки в пражской Национальной галерее - в нашем материале


Источник: wired.com. Фото: James Ewing


Если в первую часть истории про заблудившихся детей посетители попадают с черного входа выставочного пространства, то вторая часть проекта - так называемая "наблюдательная станция" - расположена с другой стороны здания, и попасть туда можно, обогнув его и пройдя в главный вход. Здесь вас встретят столы, выложенные множеством компьютерных планшетов. На них записаны истории наблюдения за другими людьми, которые можно почитать, а также сфотографировать себя и соседа, сделать селфи.  «Гензель и Гретель» - увлекательное двухчасовое шоу, которое заставляет по-новому оценить окружающий нас мир.
«У всех у нас есть опыт жизни под наблюдением, — говорит Ай Вэйвэй, — однако вы знали только одну сторону дела, а теперь можете увидеть и другие стороны. Конечно, моя инсталляция безвредна, но в других обстоятельствах подобные наблюдения отнюдь не безвредны, о чем свидетельствуют и выборы в этой стране [США], и мой личный опыт в Китае». 

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Обзор подготовлен по материалам theartnewspaper.ru, artinvestment.ru, sothebys.com, genova.repubblica.it, artguide.com