Российские художники-реставраторы в пятницу представили недавно обнаруженный портрет последнего царя Николая II, который почти столетие скрывался под изображением его злейшего врага – Владимира Ленина. Портрет монарха, расстрелянного большевиками в 1918 году, был спрятан под слоем водорастворимой краски. Предположительно, это сделано затем, чтобы картину в конце концов нашли и восстановили.

Команда экспертов под руководством Татьяны Поцелуевой кропотливо раскрывала образ царя в течение последних трёх лет.



«Церемониальный портрет кисти Ильи Галкина, написанный в 1896 году, был скрыт в течение почти 90 лет на обратной стороне другого портрета – Ленина», – рассказала Поцелуева агентству AFP.

Малоизвестный художник Илья Галкин написал несколько портретов царей. Он умер в 1915 году, за два года до Октябрьской революции. Образ Ленина в кепке, стоящего перед Петропавловской крепостью в Питере, был создан другим художником, Владиславом Измаиловичем, в 1924 году. С тех пор гигантский холст размером четыре на три метра висел в актовом зале школы, расположенной в историческим центре Санкт-Петербурга.

Выше: Илья Галкин, фрагмент парадного портрета царя Николая II (1896). Фото: spb.kp.ru



Картина была повреждена в 1970-е годы. Однако специалисты Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица приступили к её восстановлению лишь в 2013 году – и это привело к раскрытию удивительной тайны двух портретов.
Реставраторы Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица демонстрируют портрет Владимира Ленина, написанный на обратной стороне изображения последнего Российского императора Николая II. Фото: Ольга Мальцева / AFP


«Для нас это стало огромным сюрпризом», – вспоминает Татьяна Поцелуева. По её словам, первое, что обнаружили реставраторы, был богатый ковёр, на котором стоял царь.


Фото: Ольга Мальцева / AFP


Владислав Измайлович, портретист Ленина, скончавшийся в 1959 году, по-видимому, изо всех сил старался сохранить работу своего предшественника и замаскировать её. Портрет вождя мировой революции он писал в год смерти последнего, когда пришедший к власти Сталин начал строить свой режим.

«Обычно, чтобы уничтожить предыдущее изображение, старый холст закрашивается, – поясняет Поцелуева. – Здесь художник сохранил его и сделал так, чтобы оно исчезло под слоем водорастворимой краски, а свою работу начал писать на другой стороне полотна».
В нижней части обоих портретов видно повреждение, благодаря которому стало понятно, за за изображением Ленина скрывается ещё один образ. Фото: Полит.ру


Реставратор уверена: Измайлович надеялся, что однажды портрет Николая II в парадной форме будет обнаружен.



Владислав Измайлович учился в Париже, Риме и Берлине, и до революции был известен своими фресками и портретами. После 1917 года он одним из первых написал Ленина с натуры. Кроме того, художник изображал сцены революционной истории и преподавал искусство.

Мотивы, по которым он скрыл, а не уничтожил портрет последнего российского императора, так никогда и не будут известны. При этом эксперты подчёркивают: сделав это, живописец пошёл на колоссальный риск, ведь после смены власти большевики уничтожали изображения, статуи и эмблемы, напоминавшие о царизме.



Слева: Владислав Измайлович, «Портрет жены художника» (1902). Иллюстрация приведена в ознакомительных целях

Двухстороннее полотно с обоими изображениями будет выставлено для публики в конце месяца в Академии им. Штиглица.



По материалам агентств France-Press и AFP. Главное фото - пресс-службы Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица