Экспозиция в Вашингтоне под названием «Фрагонар. Причудливые фигуры» впервые объединяет 14 картин особой серии одного из самых значимых французских живописцев эпохи рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше . Вся подборка – это быстро исполненные яркие портреты людей в экстравагантных костюмах, которые в XVIII веке во Франции назывались à l'espagnole («в испанском стиле»). Каждый персонаж занят каким-либо делом вроде чтения или музицирования. Но кто все эти люди?

На выставке в Национальной галерее искусств рядом с полотнами впервые выставлен обнаруженный в 2012 году документ, благодаря которому можно идентифицировать моделей.



Жан Оноре Фрагонар, «Наброски портретов» (1769). Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар. Портрет дамы с собачкой
Портрет дамы с собачкой
Жан Оноре Фрагонар
1769, 81.3×65.4 см
Причудливые фигуры Жана Оноре Фрагонара (1732 – 1806) остаются загадкой даже после открытия этой увлекательной бумаги. Выцветший лист, озаглавленный «Наброски портретов», покрыт чернильными и графическими рисунками, чётко отсылающими к восемнадцати «фантастическим портретам» (их называют так из-за экстравагантных костюмов – шляп с плюмажами, шлемов с открытыми забралами, прорезанных рукавов, лент, розеток, жёстких воротников, накидок и акцентов на красном и чёрном). Подписи под рисунками сообщают, кто эти люди. Десять картин, упомянутых в документе, представлены теперь в Национальной галерее искусств.

Слева: Жан Оноре Фрагонар, «Портрет дамы с собачкой» (1769). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В ряде случаев Фрагонар написал известных людей. Например, стремительный портрет, давно именуемый «Актёром», называется «молодой Годфрой». Вероятно, это банкир и арт-дилер, который собирал произведения живописца. Иногда художник делал прямые фонетические намёки. Буквы «pro» могут указывать, что человек на картине «Писатель» – Луи Франсуа Проль.

1.1. Жан Оноре Фрагонар, «Писатель» (1769). Лувр, Париж
1.2. Жан Оноре Фрагонар, «Актёр» (1769). Частная коллекция

Однако местами идентификация не соответствует изображению. Картина, известная как «Воин», представляет угрюмого мужчину с плотно сжатыми губами. Он обозначен как “hale” или “hall” – вероятно, это даёт понять, что перед нами Питер Адольф Холл, друг художника. Но этот портрет не похож на другие образы этого человека.

В другом случае пометка Фрагонара ставит искусствоведов в тупик. Портрет харизматичного лысеющего человека с умными глазами уже давно считается изображением великого философа и энциклопедиста Дени Дидро. Но плохо читаемая подпись под полустёртым рисунком гласит “Meunier”. Должно быть, это Анн-Габриэль Мюнье де Керлон – современник художника, писатель и журналист. По другой – маловероятной – версии, живописец затеял какую-то сложную игру слов: meunier буквально означает «мельник». Может, это ум, перемалывающий мысли и идеи?

1.1. Жан Оноре Фрагонар, «Воин» (1769). Институт искусств супругов Кларк, Уильямстаун
1.2. Жан Оноре Фрагонар, «Портрет мужчины (возможно, Дени Дидро)» (1769). Лувр, Париж

Четыре работы, представленные на выставке «Фрагонар. Причудливые фигуры», не упоминаются в документе. Они расположены в отдельном зале вместе с шедевром художника из коллекции Национальной галереи – «Читающей девушкой». Рядом вывешен холст «Кавалер, сидящий у фонтана» – самое большое произведение в экспозиции, и единственная сцена на открытом воздухе.
Жан Оноре Фрагонар. Читающая девушка
Читающая девушка
Жан Оноре Фрагонар
1770-е , 64.8×81.1 см

Но нерешёнными остаются и другие вопросы. С какой целью были написаны эти портреты? Они должны были выставляться вместе или по отдельности? И что из одежды на моделях было причудами или театральными костюмами, а что было модным во Франции тех лет?

Похоже, что Фрагонар использовал костюмы и реквизит из своей мастерской. Его любимый цвет, роскошный жёлтый, повторяется в нескольких платьях и куртках на мужчинах и женщинах, так же, как замысловатые воротники и разрезные рукава – ностальгия по ранним годам высокой моды.
Жан Оноре Фрагонар. Кавалер у фонтана
Кавалер у фонтана
Жан Оноре Фрагонар
1769, 94×74 см

«То, что его истинное призвание — картины игриво-эротического характера, Фрагонар понял почти сразу... Учиться и работать под началом Буше для Фрагонара оказалось счастьем. Безудержная декоративность, изобретательность и постоянные импровизации, чувственность и гедонизм живописи учителя — всё это Фрагонар ощущал как собственную стихию. Он так талантливо мимикрировал под стиль учителя, что иногда трудно различить, где Буше, а где Фрагонар. Забегая вперёд, можно сказать, что стиль рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше нашёл во Фрагонаре своё высшее выражение и — свой конец...» — биография художника в Артхиве.



Вероятно, не на всех портретах изображены реальные люди. Некоторые могут представлять социальные архетипы или вариации героев картин других художников.



1.1. Жан Оноре Фрагонар, «Певица» (1769). Частная коллекция
1.2. Жан Оноре Фрагонар, «Портрет месье де ла Бретеша» (1769). Лувр, Париж

«Но важнее, чем идентификация людей на этих портретах – это игра в открытия, волнующая, как бал-маскарад, – пишет газета The Washington Post. – Костюмы не скрывают или изменяют личность, а раскрывают её». В ряде случаев, как предполагается, Фрагонар писал эти картины «за час», однако он ретушировал и значительно подправлял их после сеанса. Но, кажется, все они объединены общим намерением: создать впечатление от мимолетной встречи.


Выставка «Фрагонар. Причудливые фигуры» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне открыта с 8 октября по 3 декабря 2017 года.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Национальной галереи искусств в Вашингтоне и газеты The Washington Post