Фильм под рабочим названием «Черный квадрат», посвященный основателю супрематизма Казимиру Малевичу, должен появиться в украинских кинотеатрах осенью 2018 года.

Создателями картины в процессе работы над сценарием были обнаружены новые факты: оказалось, что Казимир Малевич родился в имении на улице Жилянской - районе, где во второй половине 19 века селились преподаватели Киевского университета имени святого Владимира и арендовали жилье студенты. До сих пор считалось, что Малевич родился и жил на улице, носившей во времена его детства название Бульонская.
Казимир Северинович Малевич. Пейзаж вблизи Киева
Пейзаж вблизи Киева
Казимир Северинович Малевич
1930, 48.3×68 см

Как заявила исследователь искусства Казимира Малевича и сценарист будущей картины Татьяна Филевская, улица Бульонская, которая сегодня носит имя Казимира Малевича, не имеет к месту его рождения никакого отношения. Работая в киевских городских архивах, создателям фильма удалось выяснить, что Малевич появился на свет в большом имении его тети (сестры отца) Марии Оржеховской. При этом точный номер дома установить не удалось, поскольку в разные времена имение Оржеховской значилось под номерами 62, 63 и 65.



На фото (ресурс «Старый Киев») - дома по улице Жилянская, номера 65 и 67. Построенные по второй половине 19 века, они были снесены летом 1979 года. Возможно, один из них и принадлежал Марии Оржеховской, крестной матери Казимира Малевича.
Дом на улице Бульонской (ныне улица Казимира Малевича) в Киеве, где, как считали до недавнего времени, родился основоположник супрематизма. Фото 1970-х годов. Источник.

По словам киевского художника Александра Павлова, в конце 1970-х вместе с коллекционером Игорем Дьяченко они встречались с родной сестрой Малевича, Викторией Севериновной. Именно она рассказала, что брат ее родился в доме на улице Боженко, бывшей Бульонской, 15, и даже показала художникам комнату Малевича на втором этаже. «Как оказалось, за многие годы в памяти пожилой женщины что-то спуталось», - отметил Павлов. Однако эта досадная ошибка вкралась во все биографические описания Казимира Малевича.

"Отец Казимира Малевича – Северин Антонович – работал управляющим на сахароваренных заводах известного предпринимателя Николая Терещенко. Он был человеком прогрессивных взглядов, в некотором роде футуристом. Часто брал маленького Казимира на заводы, где под механический лязг и грохот, рассказывал, что будущее – за машинами. Северин Антонович не сомневался, что когда-нибудь Казимир станет инженером или хотя бы продолжит традицию – будет знатным сахароваром..." - биография художника в Артхиве и материалы о нем.



Казимир Северинович Малевич. Весна
Весна
Казимир Северинович Малевич
1929, 53×66 см

На пресс-конференции в «Украинском кризисном медиа-центре» Александр Павлов также рассказал, возможно, вымышленную, историю о том, как усадьба по улице Жилянской стала собственностью Марии Оржеховской. Будучи еще совсем молодой женщиной, она с маленьким сыном сбежала от мужа, который вел себя не лучшим образом. В поезде к Марии якобы подошел адъютант одного генерала и сообщил, что его шеф берет Оржеховскую на содержание. Благодетель купил беглянке в 1871 году усадьбу в Киеве. «Мария владела ею 20 лет, затем продала, — рассказала сценарист Татьяна Филевская. — Как сложилась, дальнейшая судьба этой женщины, к сожалению, нам пока неизвестно».
Казимир Северинович Малевич. Автопортрет
Автопортрет
Казимир Северинович Малевич
1907, 69.3×70 см

Сообщается, что 80% финансирования кинопроекта поступило от Государственного агентства Украины по вопросам кино, остальные 20% - от Министерства культуры Италии.
Продюсер фильма Олег Щербина отметил, что документальная лента является украинской-итальянской копродукцией, в которой Украина является мажоритарием: «Фильм находится на завершающем этапе производства. Мы уже думаем над его продвижением на европейские и мировые кинофестивали, а также над наиболее благоприятным временем выхода ленты в украинский прокат».
Казимир Северинович Малевич. Три женщины на дороге
Три женщины на дороге
Казимир Северинович Малевич
1930, 28.5×43 см

Производством ленты занимается компания Fresh Production Group. Работу над фильмом намерены закончить к концу февраля 2018 года; украинская премьера ожидается осенью. Общий бюджет картины - порядка 100 тысяч долларов.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Титульная иллюстрация: Казимир Малевич. Автопортрет (фрагмент, 1910). По материалам ukrinform.ru, interfax.com.ua, faktu.ua, dergkino.gov.ua.