«Супрематическая композиция» (1916) Казимира Малевича войдёт в число лидеров вечерней распродажи произведений импрессионистов и модернистов, которую аукционный дом Christie's проведёт в мае 2018 года. Это одна из новаторских абстрактных картин русского художника, которые навсегда изменили ход истории искусства.

В последний раз холст появлялся на аукционном подиуме в ноябре 2008 года. Тогда он был продан за 60 млн долларов, что до сих пор является мировым аукционным рекордом для произведений Малевича. Ожидается, что теперь – десять лет спустя – стоимость картины возрастёт. Впрочем, её эстимейт Christie's предоставляет только по запросу.

«Работа Малевича стала воротами для эволюции модернизма. Он раздвинул границы живописи к точке, далёкой от общепризнанной, навсегда изменив развитие искусства. Без его супрематических картин нынешнее искусство, таким, каким мы его знаем, не существовало бы», – сказал представитель аукционного дома Лоик Гузер.
Казимир Северинович Малевич. Супрематическая композиция
Супрематическая композиция
Казимир Северинович Малевич
1916, 88.5×71 см

Казимир Малевич открыл выставку своих авангардных «супрематических» картин 17 декабря 1915 года в «Художественном бюро Надежды Добычиной» в недавно переименованном городе Петрограде. Эти поразительные, чисто геометрические полотна не были похожи на то, что когда-либо делал он или любой другой художник, и стали одновременно шоком и откровением для всех, кто их видел.

Это были первые абстрактные картины в истории современного искусства. Они состояли исключительно из простых цветных форм, которые, казалось, плавали и парили на простом белом фоне. Холсты, не содержавшие ничего, кроме чётко организованных, самодостаточных окрашенных элементов беспредметно-нерепрезентативной формы и цвета, были настолько радикально новыми, что, казалось, объявили конец живописи и, возможно, самого искусства.



«Супрематическая композиция» входит в число лучших и самых сложных из этих поистине революционных абстрактных картин. Она состоит из множества цветных геометрических фигур, находящихся в динамическом движении, и олицетворяет то, что Малевич определил как своё «высшее» или «супрематическое» видение мира.

Полотно, как известно, не была частью экспозиции в «Художественном бюро Добычиной». Но оно относится к тому же периоду творческого прорыва и, по-видимому, было написано вскоре после закрытия выставки в январе 1916 года.

Слева: Казимир Малевич

По тому, как Малевич впоследствии показывал «Супрематическую композицию», становится понятно, насколько высоко он её ценил. Например, он решил включить эту картину во все последующие обзоры супрематических картин, проходившие при его жизни. Эти выставки варьировались от его первого крупного монографического показа в Москве в 1919 году до большого ретроспективного турне по Европе в 1927-м, когда художник демонстрировал значительную часть своих лучших работ. Именно в результате последней выставки в Берлине, где «Супрематическая композиция» возглавляла необычайно вдохновляющую группу картин Малевича, на Западе сохранилось и развилось его творческое наследие.
Обложка полного каталога берлинской выставки работ Казимира Малевича 1927 года, включающего и произведения из коллеции Городского музея Амстердама. Stedelijk Museum Amsterdam, 1970


На протяжении большей части 1930-х годов «Супрематическая композиция» и другие экспонаты этой грандиозной берлинской выставки были спрятаны в Германии. Позже они вошли в крупные коллекции Малевича в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Городском музее Амстердама. В последнем учреждении картина хранилась до 2008 года, когда была возвращена наследникам художника по согласованию с галереей.


Пабло Пикассо. Моряк
Моряк
Пабло Пикассо
1943, 130×81 см

Распродажа произведений импрессионистов и модернистов пройдёт в штаб-квартире аукционного дома Christie's в Нью-Йорке 15 мая. В тот же вечер ценителям будут предложены ещё две выдающиеся работы. Первая – «Вид на приют и часовню в Сен-Реми» (1889) Винсента Ван Гогавходивший в коллекцию голливудской иконы Элизабет Тейлор и предварительно оценённый в 35 млн долларов.

Вторая – автопортрет «Моряк» Пабло Пикассо, написанный в 1943 году, когда нацисты планировали отправить художника в концентрационный лагерь. Картина, как ожидается, войдёт в пятёрку самых дорогих произведений мастера – предварительная оценка редкого портрета составляет 70 млн долларов.

Слева: Пабло Пикассо, «Моряк» (1943). Частная коллекция
Винсент Ван Гог. Вид на приют и часовню в Сен-Реми
Вид на приют и часовню в Сен-Реми
Винсент Ван Гог
Октябрь 1889, 44.5×60 см

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s