В Нидерландах впервые пройдут обширные исследования живописной техники мастера Золотого века Голландии Питера де Хоха. Анализ будет проводиться в мастерской амстердамского Рейксмузеума при участии Музея Принсенхоф из Дельфта. Работы завершатся монографической выставкой под названием «Питер де Хох в Дельфте. В тени Вермеера».
Питер де Хох. Автопортрет
Автопортрет
Питер де Хох
1649, 32.5×34 см

Питер де Хох
 (1629 – 1684 или позже) сыграл новаторскую роль в продвижении голландской жанровой живописи в XVII веке наряду со своими современниками Герритом Доу, Габриэлем Метсю и Яном Вермеером. При этом долгое время он был популярнее последнего и, как показывают новейшие исследования, повлиял на становление его стиля.

Слева: Питер де Хох, «Автопортрет» (ок. 1649). Рейксмузеум, Амстердам

В ранних работах Вермеера 1650-х годов не видно большого интереса к революционным разработкам голландских жанристов. Только в 1657 году он написал первую известную жанровую сцену «Спящая девушка», где сделал «поверхностную адаптацию» новаторских мотивов, разработанных в Дельфте. «Но ничто в этой картине не наводит на мысль, что в конечном итоге автор придёт к идеальному слиянию иллюзионизма и «классической» композиции. Лишь внешний импульс – произведения Питера де Хоха – подтолкнули Вермеера к этому синтезу», – утверждает эксперт Элберт Бланкерт.
Питер де Хох. Компания во внутреннем дворе
Компания во внутреннем дворе
Питер де Хох
1665, 60×45.7 см

Интерьеры Питера де Хоха сочетают сложные пространственные композиции и атмосферный свет, необыкновенную прозрачность и выверенную геометрию великолепно обставленных комнат. В XVIII – XIX веках его подпись иногда ставили на работы Вермеера, чтобы поднять их стоимость. Один из примеров тому – «Мастерская художника (Аллегория живописи)», ныне хранящаяся в Музее истории искусств в Вене. Однако сейчас Вермеер находится в зените славы, а популярность его коллеги существенно снизилась.

1.1. Питер де Хох, «Хозяйка и служанка чистят рыбу» (ок. 1675). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
1.2. Питер де Хох, «Мужчина вручает письмо женщине в прихожей» (ок. 1670). Рейксмузеум, Амстердам

Исследования, которые проведут реставраторы и искусствоведы Рейксмузеума, сфокусируются на шести картинах Питера де Хоха из коллекции учреждения, относящихся к 1650-м – 1670-м годам. Для расширения контекста к ним добавятся работы из Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме и одной частной коллекции. Этот анализ должен дать новое представление о художественно-исторических и технических аспектах в жизни и творчестве голландского мастера.

Ожидается, что работы завершатся в 2019 году монографической экспозицией в Музее Принсенхофа. Его директор обещает, что это будет самая масштабная в истории выставка произведений художника, которые впервые вернутся в город, где были созданы. «В 2019 году Питер де Хох, наконец, получит внимание, которое он так заслуживает», – заявил Янель Моерман.
Питер де Хох. Интерьер с женщинами у бельевого шкафа
Интерьер с женщинами у бельевого шкафа
Питер де Хох
1663, 70×75.5 см

В залах Принсенхофа будут представлены около 35 экспонатов, в том числе – примерно 25 картин Питера де Хоха из музеев и частных коллекций со всего мира. Многие из этих шедевров никогда не видели в Нидерландах.

Выставка «Питер де Хох в Дельфте. В тени Вермеера» откроется 11 октября 2019 года и будет работать до 16 февраля 2020-го.
Питер де Хох. Пустой бокал
Пустой бокал
Питер де Хох
1655, 46×37 см

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily. Главная иллюстрация: исследование картины «Компания во внутреннем дворе» Питера де Хоха в мастерской Рейксмузеума; фото - Rijksmuseum