Весьма необычный художник Анри Руссо – уникальная фигура в истории европейского искусства. Тем не менее, его творчество соответствует своей эпохе, началу XX века. Выставка «Таможенник Руссо. Архаичная непорочность» в Музее Орсэ в Париже станет критическим исследованием его искусства, базирующемся на размышлении о том, что есть архаичность.
Анри Руссо. Заклинательница змей
Заклинательница змей
1907, 190×169 см

В экспозиции работы Руссо дополнены произведениями как академической, так и новой живописи, служившими для него источником вдохновения, а также работами авангардных художников, которые именовали Таможенника «отцом современности».
Анри Руссо. Повозка Жюни
Повозка Жюни
1908, 97×129 см
Анри Руссо. Автопортрет
Автопортрет
1890, 110×143 см
Анри Руссо (1844 – 1910) – предтеча постмодернизма, пуантилизма и концептуализма – был самоучкой, простым сотрудником таможни (отсюда и прозвище). Он интуитивно следовал законами перспективы, передавая её с помощью оттенков и изменения цвета по мере удаления от объектов. Его воображаемые миры, полные густых зарослей, травы и кустов выше человеческого роста, буйных расцветок и неожиданных объектов, привлекали внимание посетителей Салона Независимых и заслужили высокую оценку Поля Синьяка, Одилона Редона, Камиля Писсарро, Поля Гогена и Пабло Пикассо.

Выше: Анри Руссо, «Портрет-пейзаж (Автопортрет)» (1890)



Анри Руссо. Свадьба
Свадьба
1905, 163×114 см

Работы на выставке объединены темой архаизма. Прежде, чем переехать в Музей Орсэ, экспозиция первоначально размещалась во Дворце Дожей в Венеции. Шедевры Анри Руссо из Музея Орсэ и Музея Оранжери (от «Заклинательницу змей» до «Свадьбы») будут выставлены рядом с картинами, одолженными у самых престижных международных учреждений.
Анри Руссо. Фабрика стульев в Альфордвилле
Фабрика стульев в Альфордвилле
1908, 73×92 см

Об экспозиции в Италии, которая перемещается этой весной в Париж, мы подробно рассказываем в отдельной публикации: почему "Пикассо" не расставался с "Ядвигой" и как выглядит "первый портрет-пейзаж"? Фото с выставки прилагаются.


Анри Руссо. Рыбаки и биплан
Рыбаки и биплан
1908, 46×55 см




Анри Руссо. Сон
Сон
1910, 298×204 см

Наряду с полотнами Руссо, в Париже будут развешены полотна Сера, Делоне, Кандинского и Пикассо, а также других – менее известных художников. Вместе они дают представление о богатстве взаимосвязей, сплетённых вокруг творчества «Таможенника» Руссо – катализатора, который инициировал оригинальный способ изучения современности.
Анри Руссо. Девочка с куклой
Девочка с куклой
1895, 67×52 см

Выставка «Таможенник Руссо. Архаичная непорочность» в Музее Орсэ откроется 22 марта и будет работать до 17 июля.



По материалам официального сайта Музея Орсэ