Недавно открытая картина Фрэнсиса Бэкона будет продемонстрирована публике впервые за более чем полвека на распродаже современного искусства в Лондоне. Портрет сидящего на золотом троне Папы Пия XII, чья рука поднята в загадочном жесте, в последний раз был выставлен в 1962-м. Год спустя картина была продана в Турине, и с тех пор находилась в очень закрытой коллекции.

«Папские портреты» считаются пиком творчества Бэкона. Они, как пишет биограф художника Майкл Пеппиатт, «не только главные его шедевры 1950-х годов, но и ценнейшие произведения всего искусства XX века».




Раскрыть местонахождение этой картины не сумел даже историк-искусствовед Мартин Харрисон, который в течение десяти лет проводил обширные исследования для полного каталога работ художника. В этом труде, который вышел в свет в минувшем году, рядом с полотном «Голова с поднятой рукой» значится «дислокация неизвестна». Это единственное из 584-х полотен Бэкона, которое Харрисон не смог найти.
Фрэнсис Бэкон. Голова с поднятой рукой (портрет Папы Пия XII)
Голова с поднятой рукой (портрет Папы Пия XII)
Фрэнсис Бэкон
1955, 61×51 см

Аукционный дом Christie's держит в тайне личность продавца, но слухи указывают на потомков знаменитых итальянских коллекционеров, например, кинопродюсера Карло Понти или исполнительного директора концерна FIAT Джанни Аньелли. Оба они в своё время покупали произведения Бэкона в Турине.

Фрэнсис Бэкон начал изображать понтификов после того, как в 1946 году увидел репродукцию «Портрета Папы Иннокентия X» Диего Веласкеса. Тогда английского художника увлекла идея о том, что всемогущий религиозный лидер также может быть трагической фигурой, которого пугают человеческие обстоятельства. Так на свет стали появляться так называемые «кричащие папы».
Фрэнсис Бэкон. Эскиз для Иннокентия X
Эскиз для Иннокентия X
Фрэнсис Бэкон
1962, 80.5×65 см
При этом удивительно, что Бэкон никогда не видел воочию оригинала, а работал по фотографии. Одна из его картин, почти двухметровый «Эскиз для Иннокентия X», в 2007 году была продана за рекордные для этой серии 26,6 млн фунтов стерлингов (34,4 млн долларов США по текущему курсу). Предполагается, что покупателем стал наследник судоходной империи Филипп Ниархос.

Вновь открытая картина значительно меньшего размера – 66 на 51 см. Этим объясняется и её более низкая предварительная оценка – 10 млн фунтов стерлингов (12,9 млн долларов). При этом таких относительно небольших «папских» портретов существует всего два. И если большинство из полусотни образов понтифика были вдохновлены Веласкесом, лишь девять были изображениями тогдашнего Папы Пия XII. 

Слева: Фрэнис Бэкон, «Эскиз для Иннокентия X» (1962)

Фотография первосвященника, которого несут на троне через собор Святого Петра в Риме, висела в студии Бэкона рядом с изображениями военных диктаторов.


Папа Пий XII приветствует верующих во время церемонии в базилике Святого Петра. Фото: Pinterest


Есть и ещё одно отличие. Картины, написанные под влиянием Веласкеса, изображают пап, кричащих от страдания, а портреты Пия выражают подавленную тревогу. В период их написания римский первосвященник был очень болен, мучался ужасными кошмарами и галлюцинациями. Это неудивительно для понтифика, который во время Второй мировой войны вынужден был вести переговоры с нацистами, выступать против преследований и одновременно защищать Ватикан. После смерти 82-летнего Пия в 1958 году его врач Гаспарини сказал: «Святой отец умер не из-за какой-либо конкретной болезни, он был полностью истощён, он был перегружен сверх предела. Его сердце было здоровым, его лёгкие были хорошими, он мог бы прожить ещё 20 лет, если бы он пощадил себя».

Распродажу произведений послевоенного и современного искусства Christie’s проведёт 6 и 7 октября.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам газеты The Telegraph