Рунет охватила новая юмористическая лихорадка: пользователи всех мастей получили очередной повод посоревноваться в остроумии благодаря интернет-мему по имени Ждун. Трогательное, беспомощное и немного жалкое существо, напоминающее одновременно слона, моржа и гигантское насекомое, многих уже успело вывести из себя, но уже который день остается на пике популярности, вытесняя из лент в соцсетях политику и спорт. Сначала многочисленные изображения Ждуна отличались только забавными надписями, теперь же блогеры “вписывают” мем и в знаменитые произведения искусства.

На самом деле Ждуна, который прославился в Рунете благодаря публикации на сайте Pikabu, зовут Homunculus Loxodontus, и создала его скульптор из Нидерландов Маргрит ван Брифорт (Margriet van Breevoort). Автор говорит, что источником вдохновения для нее послужили люди на вокзалах и в очередях, терпеливо ждущие своего рейса или приема у врача в характерной позе. Сейчас Гомункулус поселился в детской больнице LUMC, где скрасит ожидание маленьких пациентов. А до этого он сидел на скамейке у одного из корпусов Лейденского университета. 


Маргрит ван Брифорт специализируется на жутковатых гиперреалистичных скульптурах, в которых причудливо смешиваются фантазии и реальность. Женщина с головой крысы, мужчина с головой черепахи, человек с рожками и огромными рыжими глазами… Впрочем, даже от обычных людей в исполнении Маргрит становится немного не по себе, настолько тщательно проработаны все детали, вплоть до волосков в бровях.


Скульптура Маргрит ван Брифорт с фото в верху называется #8015, сделана в 2015 году. На фото внизу - скульптуры "Водолазка" (Turtleneck, 2013) и "Турист" (The Tourist, 2016).




Сама ван Брифорт о своих работах говорит так: “Они находятся на границе красоты и жути. Совмещая эти противоречивые элементы, я создаю игру в притяжение и отторжение. Я пытаюсь заставить своих зрителей поверить в невозможное, в мир без ограничений. Я размещаю свои скульптуры без постаментов, иногда в самых неожиданных местах. Кажется, будто бы они сами пришли и остановились там. Они не просто куклы, в них есть жизнь, но при этом они полностью погружены в свой внутренний мир. Иногда - буквально. В конце концов, они всего лишь объекты. Но вначале всегда вызывают сомнение, и это меня завораживает. На этот краткий миг они становятся живыми”.


Скульптуры на фото вверху: "Жакоба" (Jacoba, 2012), "Джерард" (Gerard, 2013) и работа из серии "Маленькие насекомые-чудовища" (Little Bug Beasties, 2015), Без названия (2012).



Маргрит уже знает о том, какую популярность снискал ее Гомункулус в рунете, и пребывает в полном недоумении. Сейчас скульптор на своей странице в Facebook просит кого-нибудь помочь с переводом новостных сюжетов о Ждуне. А он тем временем выселяет героев с живописных полотен и уютно обосновывается на месте “Девочки с персиками” и “Джоконды”.

Переводчики с русского потребуются Маргрит ван Брифорт и для того, чтобы переводить подписи с картинок. Ждун отлично вписался в русские реалии - он одновременно похож на приехавшую в гости тещу, неповоротливого кондуктора и нетерпеливого пиар-менеджера.




Ждун как родной вписался в шедевры русской живописи. Сравните с оригиналами: "Купчиха за чаем" Кустодиева, "Алёнушка" Васнецова, "Девочка с персиками" Валентина Серова и "Ходоки у Ленина" Владимира Серова. 




Хорошо сидит! Ждун на картинах "Неизвестная" Крамского, "Опять двойка" Решетникова, "Боярыня Морозова" Сурикова, "Витязь на распутье" Васнецова. 




Зарубежную классику Ждун тоже посетил: "Даная" Рембрандта, "Сын человеческий" Магритта, "Мона Лиза" да Винчи, "Сотворение Адама" Микеланджело. 




Фото оригинальных скульптур Маргрит ван Брифорт - с сайта художницы margrietvanbreevoort.nl

Автор: Евгения Сидельникова