Аукционный дом Christie’s выставит на продажу исключительную картину Яна Брейгеля Старшего, датированную 1616 годом. Пейзаж «Танцующие фигуры на берегу реки» уникален не только тем, что содержит автопортрет художника и его семьи. Помимо этого буколическая сцена тонко отображает политические, религиозные и личные убеждения автора.

Прежде эта картина, написанная маслом на меди, входила в Баварскую королевскую коллекцию, а сейчас относится к числу лучших работ Яна Брейгеля Старшего, остающихся в частных руках.



Питер Пауль Рубенс. Семья Яна Брейгеля Старшего
Семья Яна Брейгеля Старшего
Питер Пауль Рубенс
1613, 125×95 см
Ян Брейгель Старший (1568 - 1625) был сыном Питера Брейгеля Старшего и членом выдающейся династии живописцев, работавших в Антверпене в XVI – XVII веках. За свою безукоризненную технику исполнения подробных ландшафтов и натюрмортов он получил от современников прозвище «Бархатный».

«Танцующие фигуры» относятся к тому периоду, когда Ян Брейгель служил художником при дворе эрцгерцога Альбрехта VII и его супруги Изабеллы – соправителей Испанских Нидерландов. Это было время политической стабильности, перемирия между протестантскими провинциями Северной Голландии и католическими территориями на юге страны под контролем испанцев.

Слева: Питер Пауль Рубенс, "Семья Яна Брейгеля Старшего" (1613). Галерея института искусства Курто, Лондон
Ян Брейгель Старший. Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане
Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане
Ян Брейгель Старший
1616, 25.5×37.5 см

«Танцующие фигуры» – последняя и, пожалуй, самая сложная картина в серии изображений прибрежных поселений, созданных Брейгелем в начале XVII века. На переднем плане правее центра художник поместил себя и свою семью. Личности можно узнать по портрету, который годом ранее написал друг и коллега Брейгеля – Питер Пауль Рубенс (ныне картина хранится в Институте искусств Курто). Существует всего три пейзажа с автопортретами живописца, и этот – единственный, остающийся в частной коллекции.
Ян Брейгель Старший. Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Портрет художника с семьёй
Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Портрет художника с семьёй
Ян Брейгель Старший
1616

Интересно, что Брейгель изобразил себя не художником, а состоятельным джентльменом. Это демонстрация того, что живописцы той эпохи начали представлять себя интеллектуальными, мыслящими творцами, а не просто мастерами.



Тщательная передача растений и деревьев на этой относительно небольшой панели соотносится с учением католической церкви в Нидерландах периода Контрреформации. Оно гласило, что окружающий мир есть отражение Бога. Выписывая детали ландшафта с почти научной скрупулёзностью, художник как бы становится ближе к познанию Всевышнего и оценке всех элементов Творения.
Ян Брейгель Старший. Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Правый нижний угол
Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Правый нижний угол
Ян Брейгель Старший
1616

Ещё один религиозный момент на картине – рыбак, торгующий уловом. Этот образ широко трактовался как отсылка к апостолам (Евангелие от Матфея, 4:19), которых Христос назвал «ловцами человеков», призванных обращать людей к Церкви. Мёртвая рыба вокруг корзины на контрасте с живой в воде должна напоминать о мимолётности и хрупкости бытия, а также о важности нравственной жизни.

К другим моральным аспектам можно отнести танцующую женщину, которая вот-вот потеряет свой кошелёк (отсылка к поговорке «дурак скоро расстанется с деньгами»). Пьянство и сладострастие осуждались Церковью, и Брейгель, скорее всего, использует танцоров для обличения неумеренности.
Ян Брейгель Старший. Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Танцоры и продавец рыбы
Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Танцоры и продавец рыбы
Ян Брейгель Старший
1616

Выше и левее можно рассмотреть бедняка, протягивающего шляпу всаднику, который – как и толпа рядом – глух к мольбам нищего. Возможно, художник хотел показать, что эти люди забыли о своём христианском долге, и напомнить о важности милостыни как одного из семи милосердных дел.
Ян Брейгель Старший. Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Нищий
Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Нищий
Ян Брейгель Старший
1616
Ян Брейгель Старший. Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Левый верхний угол
Танцующие фигуры на берегу реки, фрагмент. Левый верхний угол
Ян Брейгель Старший
1616


Брейгель написал множество речных пейзажей, прославляющих спокойную повседневную жизнь. И эта серия картин была популярна среди его покровителей ещё и как политическое послание. Во время Двенадцатилетнего перемирия, заключённого в 1609 году, в Южных Нидерландах начало возрождаться земледелие и сельская экономика. Вероятно, брейгелевские сцены деревенской гармонии убеждали его патронов в общественной стабильности на территориях, подконтрольных Испании.


Слева: Ян Брейгель Старший, фрагмент картины "Танцующие фигуры на берегу реки" (левый верхний угол)

Подобные мастерски выполненные маленькие работы высоко ценились среди коллекционеров того времени. Они предназначались для приватного, «кабинетного» изучения и вдумчивой расшифровки символов. Обычно их размещали в особых комнатах вместе с артефактами, научным инструментарием, антиквариатом, рукотворными и природными диковинками.
Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж. Ловушка для птиц
Зимний пейзаж. Ловушка для птиц
Питер Брейгель Младший
1626, 40.4×57.2 см

Предварительная оценка «Танцующих фигур на берегу реки» колеблется от 5,5 млн до 8 млн фунтов стерлингов (7,2 - 10,4 млн долларов). Распродажа произведений старых мастеров пройдёт в Лондоне 6 июля. Помимо картины Яна Брейгеля Бархатного Christie’s предложит один из вариантов «Ловушки для птиц» его старшего брата Питера Брейгеля  (с гораздо более низким эстимейтом в 1,2 – 1,8 млн фунтов стерлингов или 1,6 - 2,3 млн долларов), а также произведения Франческо Гварди, Эль Греко, Джованни Доменико Тьеполо, Антониса Ван Дейка и портрет, приписанный Рембрандту.

P. S. Пейзаж Яна Брейгеля Старшего «Танцующие фигуры на берегу реки» был снят с распродажи произведений старых мастеров 6 июля 2017 года. О причинах этого официальный сайт Christie’s умалчивает.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s