Тромплей, или обманка - это прием, с помощью которого художники показывают "фокус": создают на плоскости объемную реальность. Такие картины рвутся наружу - или же, напротив, вам самим интересно в них залезть. Знакомый и модный обман: стрит-арт... скетчинг... Между тем искусство это - весьма не новое.

Самюэл ван Хогстратен: во что горазд ученик Рембрандта?


Самюэл ван Хогстратен. Перо, гребень и ножницы. Натюрморт с оптической иллюзией
Перо, гребень и ножницы. Натюрморт с оптической иллюзией
Самюэл ван Хогстратен
1667, 63×79 см

Старший из семерых детей в семье Хогстратен рисовать любил с малых лет. Сначала брал уроки у отца, затем - у Рембрандта. У него в мастерской Самюэл познакомился с коллегой, который увлек его оптическими иллюзиями - с Карелом Фабрициусом. Так художник полюбил тромплей.

Петрус Кристус (1410-1475): портрет - это серьезно


Петрус Кристус. Портрет картезианца
Портрет картезианца
Петрус Кристус
1446, 29.2×21.6 см
"Тромплейная часть" картины - деревянная рамка, которая на самом деле нарисована.

В Брюгге мастер не залегал на дно, а усердно работал. Ученик Яна ван Эйка не раз помогал старому мастеру с заказами и получил его мастерскую в наследство. Помимо главного наставника, на стиль Кристуса повлияли Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен
Петрус Кристус. Ювелир в своей лавке (святой Элигий)
Ювелир в своей лавке (святой Элигий)
Петрус Кристус
1449, 100.1×85.8 см

Корнелис Норбертус Гисбрехтс (ок. 1630 - 1683): придворный "обманщик" короля


Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и др. предметами
Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и др. предметами
Корнелис Норбертус Гисбрехтс
XVII век, 107×96 см
Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты, обманки и поражал королей умением рисовать полотна, максимально похожие на реальность.Корнелис был придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.

На фото: "Тромплей. Оборотная сторона картины в раме" (1668-1672 гг., Копенгаген, Государственный музей искусств). В такую работу Пиноккио точно постарался бы сунуть свой нос.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплёй Vanitas
Тромплёй Vanitas
Корнелис Норбертус Гисбрехтс
1668, 152×118 см

Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825): не кошмаром единым


Бывший пастор, который стал выдающихся художником - каких работ можно ожидать от такого человека? Только экстраординарных и манящих.

Репродукция картины Фюссли "Ночные кошмары" висела у кабинета Фрейда. Мастер любил все мистическое, мрачное и был не прочь наблюдать за играми разума - немудрено, что его картины нравились отцу психоанализа.

Иоганн Генрих Фюссли. Обманка
Обманка
Иоганн Генрих Фюссли
36×49 см

Обманки особенно хороши вживую: важно смотреть на них с правильной точки



Фюссли дружил с поэтом и художником Уильямом Блейком, не боялся заглядывать в глаза человеческим страхам и вообще считался главным новатором в живописи своей эпохи. Но в то же время уважал основательный, классический подход: хорошо знал историю искусств, мифологию, изучал античность и заимствовал из прошлых эпох строгость форм.

Пер Боррель дель Касо (1835 - 1910): cпасаясь от критики


Каталонский художник родился на севере Испании, неподалеку от Пиренеев. Любил пейзажи и религиозную тематику, но также удивлял зрителя и новаторскими штучками. Он дважды имел возможность стать главой крупной школы живописи в Барселоне, но вместо этого создал собственную Академию искусств.
На фото - актуальная картина о том, как надо поступать с мнением тех, кто вечно всем недоволен:

«Бегство от критики» (1874 г., коллекция банка Испании, Мадрид)

Хуан Санчес Котан: живенько!


Один из основателей испанского реализма, человек с мурчащей фамилией Котан много лет писал в Толедо натюрморты и портреты, а затем бросил все и стал послушником в монастыре. Усталость от мирской суеты привела художника туда, где у него появилось много времени на совершенствование мастерства.  Нет, ну каков огурец, а?!

Хуан Санчес Котан. Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцами
Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцами
Хуан Санчес Котан
1602, 68.9×84.5 см

Гелий Коржев (1925-1012): так и тянет выпить чаю


Гелий Коржев - представитель "сурового стиля". Это направление советского реализма, характерное для стыка 50-х и 60-х. "Суровые ребята" стремились на холсте передать брутальность новых героев и новой жизни. В основном их персонажи похожи на Гошу из фильма "Москва слезам не верит": резкие, где-то даже навязчивые, но подкупающие напором. В этом ряду экспрессивные, драматичные работы Коржева стоят особняком - достаточно окинуть взглядом хотя бы фото c ретроспективы его работ, которая прошла недавно в Третьяковской галерее.

А мы сейчас обращаем внимание на то, что Коржев писал еще и необычные натюрморты.


Гелий Михайлович Коржев. Самовар
Самовар
Гелий Михайлович Коржев
1984, 89×92 см

Федор Толстой (1783−1873): все для королев


Граф Толстой зарабатывал на творческие эксперименты "утилитарными", но впечатляющими обманками и натюрмортами. Акварель "Ягоды красной и белой смородины" (1818 г.) художник повторял так часто, что сам шутил: "Моя семья питается одной смородиной!". Говорят, его работы заказывала сама императрица Мария Федоровна (жена Александра III).

 

Федор Петрович Толстой. Ягоды красной и белой смородины
Ягоды красной и белой смородины
Федор Петрович Толстой
1818, 17×23 см
Граф прославился не только талантом, но и своенравностью, необычными манерами и страстью к путешествиям. 


И напоследок: кто все затеял?


Легенда гласит: в VI веке до нашей эры древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили, кто лучше распишет стену храма. Художники устроили конкурс на лучшее полотно. В час презентации Зевекис снял с работы завесу - а там виноград настолько реалистичный, что птицы принялись его клевать.
 - Твоя очередь, снимай покрывало! - бросил сопернику довольный художник.
- Не могу - ответил Паррасий, - покрывало тоже нарисовано!
Геррит (Герард) Доу. Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)
Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)
Геррит (Герард) Доу
1650-е , 48×37 см

Так состоялась презентация первых тромплеев. Позже художники начали использовать этот прием, чтобы визуально расширить пространство: рисовали на стенах ниши, окна и другие детали.

Геррит Доу. "Автопортрет"
Геррит (Герард) Доу. В лавке у торговки домашней птицей
В лавке у торговки домашней птицей
Геррит (Герард) Доу
1670, 58×46 см

Титульная иллюстрация: Корнелис Сафтлевен "Кот, смотрящий через забор".