Гентский алтарь «Поклонение Мистическом Агнцу» продолжает приносить сюрпризы. Реставраторы выяснили, что ягнёнок – центральная фигура фламандского шедевра XV века братьев Губерта и Яна ван Эйков – «гораздо более выразительный и впечатляющий», чем тот, к которому привыкли зрители за несколько минувших столетий. А двое исследователей заявили, что знают, где находится одна из панелей этого самого похищаемого произведения мире, выкраденная почти 85 лет назад. И власти очень серьёзно относятся к их словам.

В последнее время группа реставраторов Королевского института культурного наследия Бельгии трудилась над удалением перекрашиваний, которые в течение почти пяти столетий маскировали жертвенного агнца на главной панели Гентского алтаря. И постепенно знаменитый ягнёнок – бесстрастная и довольно нейтральная фигура с широким лбом и четырьмя ушами – уступил место оригиналу Ван Эйков. У этого средневекового барашка графически чёткая морда и большие почти человеческие глаза, притягивающие взгляд зрителя к финальной сцене жертвоприношения.
Агнец до (слева) и после реставрации. Фото: KIK-IRPA


Ягнёнок — Мистический Агнец Божий — символ Христа и его смерти, а его принесение в жертву эквивалентно распятию Иисуса. Он истекает кровью в Святой Грааль, установленный на алтаре. Само животное — это не только символ Иисуса, но также и эмблема Гильдии торговцев шерстью, игравшей чрезвычайно важную роль в жизни Гента.

«Мы даже не представляли, как сильно эта панель была перекрашена в XVI веке. Теперь мы заново открыли оригинал, написанный Ван Эйками», – сказала руководитель реставрационного проекта Элен Дюбуа.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Поклонение агнцу  (фрагмент)
Гентский алтарь. Поклонение агнцу (фрагмент)
Ян ван Эйк
1432

Пять столетий назад алтарь подвергся масштабному вмешательству, целью которого было сокрытие мелких повреждений и следов ранних неуклюжих обновлений. В 1951 году под слоем зелёной краски вокруг головы Агнца обнажились оригинальные маленькие ушки, и с тех пор у фигуры их было четыре.

Нынешнее исследование показало, что в XVI веке было заретушировано около 45% поверхности центральной панели. Помимо самого ягнёнка, реставраторы того времени «отредактировали» небо, здания и холмы на заднем плане, драпировки и ткани на алтаре. При этом безвозвратно было уничтожено лишь 3% оригинальной работы Ван Эйков, так что все поздние слои можно безболезненно удалить.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь
Гентский алтарь
Ян ван Эйк
1432, 350×461 см

Кампания по восстановлению «Поклонения Мистическому Агнцу» началась в октябре 2012 года. В октябре 2016-го была завершена первая фаза – реставрация внешних панелей. Текущая стадия – воссоздание внутренних изображений – должна закончиться в 2020 году. Работы проходят в студии со стеклянной витриной в Гентском музее изящных искусств, что позволяет посетителям наблюдать за процессом. Кроме того, на сайте «Ближе к Ван Эйку» можно ознакомиться с материалами, относящимися к Гентскому алтарю, и в деталях рассмотреть снимки в высоком разрешении.

Читайте также: Ближе некуда. История и детали Гентского алтаря на сайте «Ближе к ван Эйку»
Реставраторы в процессе восстановления внешних панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to Van Eyck


Полиптих, созданный для церкви Иоанна Крестителя (ныне собор Святого Бавона) в Генте, освящён в 1432 году. Его заказчиками были богатый торговец Йос Вейдт и его жена-аристократка Елизавета Борлют – их изображения присутствуют на левой и правой створках запрестольного образа (в закрытом виде).
Ян ван Эйк. Гентский алтарь с закрытыми створками
Гентский алтарь с закрытыми створками
Ян ван Эйк
1432

За 600 лет существования алтарь размером 4,3 на 3,4 метра полностью или частично выкрадывали 13 раз. Он был предметом интереса таких диктаторов, как Наполеон и Гитлер. Но самое громкое похищение произошло в ночь на 11 апреля 1934 года, когда злоумышленники вынесли из собора створки с изображениями Иоанна Крестителя и Праведных судей. Первую затем вернули в знак доброй воли, а за вторую потребовали выкуп в 1 миллион бельгийских франков, который не был выплачен. Это преступление ставит в тупик детективов вот уже свыше 80 лет.

С самого начала власти не расследовали злодеяние должным образом. В тот день комиссар полиции Гента Антуан Люйстерборгс предпочёл разбираться с кражей сыров в магазине напротив. Позже бельгийское правительство получало письма от таинственного похитителя, пока он не замолчал навсегда.



Смотрите также: Видео Артхива. Гентский алтарь в цифрах и фактах

1.1. Гентский алтарь с открытыми створками, «Праведные судьи» (копия)
1.2. Гентский алтарь с закрытыми створками. Иоанн Креститель

Теперь же авторы новой книги Марк де Бель и Джино Маршаль заявили, что знают местоположение пропавшего фрагмента – оно, якобы, находится под одной из мощённых площадей Гента. Подсказки они искали в словах биржевого брокера Арсена Годертьера. Через несколько месяцев после кражи этот человек перенёс сердечный приступ и на смертном одре якобы прошептал адвокату: «Я один знаю, где «Мистический Агнец». Информация находится в правом ящике моего стола, в конверте с надписью «взаимопомощь»». 

Юрист обнаружил 13 написанных под копирку писем с требованием выкупа, а также заключительную, неотправленную записку с подсказкой: «[Панель] находится в месте, откуда ни я, ни кто-либо другой не может достать её, не привлекая всеобщего внимания».
Инженер Джино Маршаль (слева) и писатель Марк де Бель со своей книгой «Четырнадцатое письмо». Фото via mogaznews.com


За десятилетия появилось множество теорий о том, куда можно было спрятать фрагмент. После Второй мировой войны собор Святого Бавона обыскивали шесть раз, в том числе просвечивали рентгеновскими лучами на глубину в 10 метров.

В книге «Четырнадцатое письмо» Маршаль, инженер-промышленник, увлекающийся головоломками, утверждает, что ключ к разгадке тайны содержится в пяти словах и одной цифре в последней неотправленной записке. «В четырнадцатом письме было шесть странных слов, – говорит автор. – Но я определил, что четыре из них обозначают места в Генте под старыми названиями. Пятым было число 152. Если вы пройдёте 152 метра от этих четырёх мест, попадёте на точку пересечения этих маршрутов. И это недалеко от кафе, куда всё время ходил Годертьер».


Последний фрагмент головоломки, по словам Маршаля, он понял, когда вычертил направления от четырёх точек к потенциальному тайнику. Появились буквы, которые сложились в слово «Нина», которое было шестым и последним из загадочных слов в письме.

Маршаль рассказал, что обратился в полицию ещё в сентябре, но лишь в январе разгадал головоломку целиком. Известный в Бельгии писатель Марк де Бель добавил, что выпущенная книга – выдумка, в которую вплетена теория его соавтора. Но место, которое он обнаружил, идеально для скрытия панели 55 на 149 см.

Слева: площадь Каландеберг в Генте, где теоретически может находиться пропавшая панель. Фото: mogaznews.com

Власти очень серьёзно отнеслись к версии Маршаля и де Беля. На презентации их книги присутствовал мэр Гента Даниэль Термон, который заявил: «Если бы эта новая теория была просто трюком для продвижения книги, я бы не пошёл на сотрудничество и городской совет не предоставил бы свой зал для пресс-конференции». Он также попросил охотников за кладами не браться за лопаты и «не копать ям на [площади] Каландеберг. Это работа для полиции и прокуратуры».

В свою очередь прокуратура Гента подтвердила, что досконально рассматривает теорию двух любителей и возможность провести поиски под обозначенным местом.
Гентский алтарь с открытыми створками. Фрагмент образа Борогодицы. Фото: Closer to Van Eyck


Остаётся лишь неясным, зачем было публиковать книгу до обнаружения фрагмента, а не закончить её уже после подтверждения догадки. Пока же на месте панели «Праведные судьи» Гентского алтаря находится копия, выполненная в 1945 году художником Жефом ван дер Фекеном.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам CodartArtdaily и The Guardian. Главная иллюстрация: реставраторы работают над центральной панелью Гентского алтаря; фото - JOHN THYS / AFP