Кураторы открывающейся 24 ноября на ВДНХ выставки работ «отца супрематизма» намерены по-новому представить творчество Казимира Малевича.

Без Малевича историю русского и мирового авангарда представить невозможно. А само его имя - без пресловутого квадрата. Пора разнообразить ассоциативный ряд, решили организаторы экспозиции. Ранние произведения 1900-х годов, футуристические картины 1910-х, супрематические композиции и портреты начала 1930-х - выставочный проект Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» охватит все этапы творчества художника.

На выставке представят картины, которые зрители увидят впервые. Это уникальное явление для работ художника, чей жизненный и творческий путь, казалось бы, изучен досконально. Так, посетителей ждет встреча с картиной «Жизнь в большой гостинице» (1913) из Самарского областного художественного музея, история атрибуции которой десять лет назад сравнима с настоящим детективным расследованием.
Казимир Северинович Малевич. Жизнь в большой гостинице
Жизнь в большой гостинице
Казимир Северинович Малевич
1914, 108×71 см

Экспозиционное ядро выставки составят произведения из собраний российских региональных музеев.

Высокое качество работ Малевича из Саратовского государственного художественного музея, Нижегородского художественного музея и Самарского областного художественного музея не в последнюю очередь обусловлено собственным выбором художника, который целенаправленно продавал в государственный фонд лучшие свои произведения. Тем любопытнее предстоящая выставка, экспозиция которой создана доктором искусствоведения Александрой Шатских, одним из ведущих исследователей русского авангарда и автором трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.

Казимир Северинович Малевич. Дама и рояль
Дама и рояль
Казимир Северинович Малевич
1913

«Творения русского авангардиста с их оглушающей новизной порой настолько выламывались из границ, рамок своей эпохи, что их понимание оказывалось возможным лишь спустя десятилетия» — считает Александра Шатских, куратор выставки. — «Это относилось и относится не только к «Черному квадрату» и супрематическим монофигурам, предвосхитившим эстетику минимализма второй половины ХХ века, и не только к рисункам середины 1910-х годов, где в отточенном и зрелом виде предъявлены потенции концептуализма, но также к поздней фигуративной живописи, которую и поныне сторонники традиционного искусства считают поражением Малевича, свидетельством его отказа от «бесплодного» абстрактного искусства».


Казимир Северинович Малевич. Автопортрет
Автопортрет
Казимир Северинович Малевич
1934, 55×45 см

Выставка представит уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний, включая коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро («Три фигуры в поле», 1928–1930), Инге и Филипа ван ден Хурк («Портрет Елизаветы Яковлевой», 1932) и Sepherot Foundation («Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915). Одним из открытий выставки станет известный до сих пор лишь специалистам «Зимний пейзаж» (1929) из частного собрания.
Казимир Северинович Малевич. Три фигуры в поле
Три фигуры в поле
Казимир Северинович Малевич
1920-е
Казимир Северинович Малевич. Супрематизм. Четырехугольник и круг
Супрематизм. Четырехугольник и круг
Казимир Северинович Малевич
1915, 43×30 см
Чем еще намерены поразить взыскательного зрителя? Помимо уже упомянутого, на выставке покажут малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра». Будет представлен «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны, тексты к которым сочинял Владимир Маяковский. И уж совсем необычное амплуа Малевича — появление в качестве автора флакона для одеколона «Северный», который художник создал для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.

Источник фото: fragrantica.ru

В 1908 году владелец парфюмерной фабрики Александр Брокар заказал Малевичу чертеж упаковки одеколона «Северный». Малевич нуждался в деньгах — тогда он еще не был известным автором супрематических композиций. После того как художник разработал эскиз флакона, он передал все свои рисунки Адели Яковлевне Якобсон - именно она отвечала за технологию изготовления флаконов на Бахметьевском стекольном заводе. Одеколон «Северный» был очень популярен и выпускался с 1911  до начала 1990-х годов. Источник фото, представленных ниже - здесь.



1.1. Один из самых старинных флаконов одеколона "Северный".
1.2. Высота флакона — 19,5 сантиметров.

Одним из сюжетов выставки станет работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» — в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно будет увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Супрематический период представлен беспредметными композициями, некогда отобранными Малевичем для показа на знаменитой «Последней футуристической выставке картин «0,10».
Казимир Северинович Малевич. Четыре квадрата
Четыре квадрата
Казимир Северинович Малевич
1915, 49×49 см

Напоминаем о том, что Артхив выпустил мобильное приложение, посвященное Казимиру Малевичу, для iPhone и Android. В Артхиве  в разделах «Биография» и «Истории» вы найдете факты о жизни и творчестве художника; версии создания «Черного квадрата» (куда же без него!) и распространенные заблуждения, связанные с картиной; цитаты Малевича, поклонников и критиков художника и даже краткий словарь, позволяющий понять супрематический язык автора. А в разделе «Работы» мы собрали почти 400 репродукций.



Казимир Северинович Малевич. Косарь
Косарь
Казимир Северинович Малевич
1912, 113×66 см

Выставка на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» будет сопровождаться обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции проиллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскроют новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.

Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882–1962).
Казимир Северинович Малевич. Вертикальный архитектон
Вертикальный архитектон
Казимир Северинович Малевич
1920-е

Знаете ли вы, что Малевич всю жизнь отстаивал стройную идею о том, что супрематизм×Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. читать дальше явился очевидным продолжением идей и принципов импрессионизма? Свой личный художнический путь отсчитывал от первых импрессионистских этюдов, сделанных в Курске в начале 1900-х. О том, как Казимир Малевич создал картины для своей персональной выставки, посвященной 30-летию творчества, и почему подписал их  датами с 1903 по 1910 годы, читайте в материале Анны Сидельниковой «Малевич и импрессионизм: как все было». Обратите внимание на последнее фото материала: над кроватью, в которой художник проводит последние месяцы жизни, висит картина, вошедшая в экспозицию нынешней выставки.


Казимир Северинович Малевич. Городок
Городок
Казимир Северинович Малевич
1910-е , 17.6×18 см

Выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»» работает с 24 ноября 2017 года по 25 февраля 2018 года.


Казимир Северинович Малевич. Дети
Дети
Казимир Северинович Малевич
1908, 30.2×23.8 см

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Подготовлено по материалам пресс-релиза ВДНХ, k-malevich.ru и собственным публикациям Артхива.
Титульная иллюстрация: Казимир Малевич. "Дети" (фрагмент). 1908