Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» хочет вернуть из нью-йоркского музея МоМА и греческого Музея современного искусства в Салониках подлинники картин Казимира Малевича и Любови Поповой: преступление было совершено в советские годы неизвестными лицами, заменившими оригиналы на копии. По итогам внутреннего расследования и ряда экспертиз, проведенных в 2017 году, музей зарегистрировал два полотна в базе пропавших и утраченных ценностей Министерства культуры РФ и заявил об обнаруженной краже в российскую полицию.

Как сообщил заместитель директора по научной работе ГМЗ «Ростовский музей-заповедник» Сергей Сазонов в мартовском выпуске музейной газеты «Ростовская старина», речь идет о картинах Казимира Малевича «Самовар» (1913) и Любови Поповой «Беспредметная композиция» (1918), оригиналы которых, как считалось, с 1920-х годов находятся в фондах Ростовского музея.
Слева: работа из музея в Ростове. Справа: подлинная работа Казимира Малевича "Самовар", МоМА


На сайте МоМА имеется изображение работы Казимира Малевича (в настоящее картина в музее не экспонируется), а также фото экспозиций, в которых она демонстрировалась в разные годы. В частности, подлинный "Самовар" показывали на выставке 2016 года, а также на выставке 1985 года (скриншоты ниже).



Слева: работа из музея в Ростове. Справа: работа Любови Поповой из греческого Музея современного искусства в Салониках 

Экспертиза 2017 года показала, что полотна Малевича и Поповой из коллекции музея в Ростове являются подделками, выполненными в советское время.


Экспозиция русского авангарда. Фото из архива ГМЗ "Ростовский кремль"


Подозрения относительности подлинности полотен были высказаны еще в 1980-х годах советским искусствоведом С.Г. Джафаровой, которая установила, что в зарубежных коллекциях находятся практически точные аналоги двух этих картин.
По мнению Джафаровой, неизвестный преступник создал копии полотен и сумел подменить их. Оригинал картины Малевича «Самовар» ныне находится в МоМА (Нью-Йорк, США), а «Беспредметная композиция» Поповой – в Музее современного искусства (Салоники, Греция), сформированном на основе коллекции Георгия Костаки. Также Джафарова предположила, что «Зеленая полоса» Ольги Розановой из коллекции Костаки (ныне – в шведской частной коллекции) является копией одноименной картины из ростовского музея, однако ее, к счастью, подменить не удалось, и в коллекцию Костаки попала подделка.

1.1. «Зеленая полоса» Ольги Розановой, Ростов
1.2. "Зеленая полоса" из коллекции Костаки

Однако предположения Джафаровой на протяжении тридцати лет оставались лишь версией, которую некоторые специалисты по русскому авангарду отвергали. В 2017 году после скандала с князем Никитой Лобановым-Ростовским, дары которого музею оказались фальшивыми, «Ростовский кремль» начал масштабное исследование своего собрания русского авангарда. Исследования и экспертизы проводились Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН (Санкт-Петербург), Государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Государственным Русским музеем. Действительно, как показали анализы, обе картины оказались фальшивыми – созданными во второй половине ХХ века.

Когда была произведена подмена экспонатов музея – неизвестно, можно лишь предположить, основываясь на бытовании оригиналов, оказавшихся на свободном рынке. В каталоге выставки коллекции Костаки, которая прошла в 1977 году в Германии, уже была опубликована подлинная «Беспредметная композиция» Поповой, то есть подмена определенно произошла до этого года. В той же выставке участвовала «Зеленая полоса», атрибутированная Розановой, которая, возможно, является подделкой (ее анализы ростовский музей, разумеется, провести не мог).

Каталог нью-йоркского МоМА указывает, что «Самовар» Малевича был приобретен музеем в 1983 году. В 1977 году картина находилась в собственности McCrory Corporation (владелец – израильский бизнесмен Meshulam Riklis), а еще ранее, в 1972 году, продавалась на аукционе Sotheby's в Лондоне. Предполагается, что подмена могла быть произведена в период начиная с 1955 года, когда в ростовском музее с инвентаризацией находился один из поставщиков коллекции Костаки, непосредственно связанный с приобретением им «Зеленой полосы».

Музейное расследование будет продолжено. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» сразу же по обнаружении поддельных произведений поставил об этом в известность Министерство культуры РФ и согласовывал со своим учредителем все дальнейшие действия.

Автор: Софья Багдасарова

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме