«Фра Анджелико. Небеса на Земле» – такое название носит выставка в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон), посвящённая выдающемуся художнику Возрождения. Впервые за 200 лет в галерее воссоединились четыре отреставрированных реликвария – вместилища для святых реликвий – созданные для церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции между 1424-м и 1434 годами.

Знаковые алтари и фрески, которые Фра Анджелико написал для двух пап, членов семьи Медичи во Флоренции, а также купеческой элиты города, преобразили западное искусство.




Организаторы выставки сделали акцент на повествовательном таланте Фра Анджелико, которого в 1982 году Римско-католическая церковь причислила к лику блаженных. Газета The Washington Post назвала экспозицию «упражнением в кураторской сдержанности в эпоху выставок «всё включено»: в залах представлены лишь 13 произведений, но каждое заслуживает пристального внимания».
Фра Беато Анджелико. Погребение Богородицы
Погребение Богородицы
Фра Беато Анджелико
1425, 26×52.9 см

Настоящее имя мастера, который был самым известным художником Италии в своё время, – Гвидо ди Пьетро (ок. 1395 – 1455). Приняв монашеский обет, он стал именоваться фра Джованни да Фьезоле, то есть «братом Джованни из [города] Фьезоле». Мы знаем его под прозвищем Фра Беато Анджелико или Фра Анджелико («брат Блаженный Ангельский» или «Ангельский монах»).


Фра Беато Анджелико. Мадонна делла Стелла (Мадонна Звёзд)
Мадонна делла Стелла (Мадонна Звёзд)
Фра Беато Анджелико
1434, 87×51.8 см

Поразительная искусность и редкие технические навыки позволили живописцу по-новому преподнести известные композиции и вдохнуть свежий смысл в знакомые христианские притчи.

«Многие художники рассказывали эти истории снова и снова, но он подошёл к ним новаторски, – поясняет доктор Натаниэль Сильвер, один из кураторов бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. – Он использовал новые нарративные приёмы, такие как выразительность, ландшафт и человеческие эмоции, которые не применяли до него».

Слева: Фра Беато Анджелико, «Мадонна делла Стелла (Мадонна Звёзд)» (ок. 1424 - 1434). Национальный музей Сан-Марко, Флоренция
Фра Беато Анджелико. Обручение Девы Марии
Обручение Девы Марии
Фра Беато Анджелико
1435, 19×50 см
Фра Беато Анджелико. Благовещение и Поклонение волхвов
Благовещение и Поклонение волхвов
Фра Беато Анджелико
1424, 84×50 см

Гвидо ди Пьетро родился близ Флоренции и обучался в мастерской художника Лоренцо Монако. Вместе с наставником он работал на несколькими небольшими панелями и рукописями. Вступление в Доминиканский орден изменило его художественную карьеру. Успех в главной флорентийской церкви этой организации – базилике Санта-Мария-Новелла, – а также в церкви Сан-Марко открыл путь к престижным заказам за пределами города. Папа Николай V пригласил брата Джованни в Рим – работать в Ватиканском дворце.  

Слева: Фра Беато Анджелико, «Благовещение и Поклонение волхвов» (ок. 1424). Национальный музей Сан-Марко, Флоренция

После смерти художника в 1455 году доминиканцы стали именовать его «ангельским», что поставило Фра Анджелико в один ряд со святым Фомой Аквинским.



Наше представление о Фра Анджелико в значительной степени сформировал Джорджо Вазари, который видел в нём святого и высокодуховного художника. Но выставка «Небеса на Земле» раскрывает его как интеллектуала и великолепного рассказчика.
Фра Беато Анджелико. Коронация Девы Марии
Коронация Девы Марии
Фра Беато Анджелико
1435, 114×112 см

Один из центральных экспонатов – серия сложных панелей для «Армадио дельи Ардженти» или «Серебряного сундука» (ок. 1450 – 1452). В этом массивном хранилище содержались серебряные дары, преподнесённые базилике Сантиссима-Аннунциата – одной из самых почитаемых церквей Флоренции. На сорока одном фрагменте (40 из них имеют одинаковый размер 38,5 на 37 см, а один – двойной) Фра Анджелико изобразил сцены из жизни Христа, которые современному зрителю напомнили бы графический роман или комикс. Шесть картин в течение столетий были утрачены; три из числа сохранившихся приписывают Алессио Бальдовинетти.
Фра Беато Анджелико. Сцены из жизни Христа. Роспись для «Армадио дельи Ардженти» («Серебряного сундука» )
Сцены из жизни Христа. Роспись для «Армадио дельи Ардженти» («Серебряного сундука» )
Фра Беато Анджелико
1452, 123×160 см

Фра Анджелико проиллюстрировал связь между Ветхим и Новым Заветом в 12-ти панелях «Серебряного сундука». Ту же тему Микеланджело отразил на всём потолке Сикстинской капеллы.



Читайте также: Хороший вопрос. Неужели Микеланджело полностью сам расписывал Сикстинскую капеллу? Может, были помощники?


Фра Беато Анджелико. Успение и вознесение Богородицы
Успение и вознесение Богородицы
Фра Беато Анджелико
1434, 85.7×45.1 см

В 1899 году Изабелла Стюарт Гарднер, которая задумывала создание музея, приобрела один из четырёх известных реликвариев работы Фра Анджелико, «Успение и вознесение Богородицы». Это было первое произведение художника, прибывшее в Соединённые Штаты. Сейчас к нему присоединились ещё три, хранящихся во флорентийском Музее Сан-Марко – «Благовещение и Поклонение волхвов», «Коронация Богородицы» и «Мадонна делла Стелла».

Среди других значительных экспонатов – великолепный алтарь «Коронация Девы Марии (Рай)» из галереи Уффици, роскошный «Триптих Корсини» из Национальной галереи старинного искусства в Риме.

Слева: Фра Беато Анджелико, «Успение и вознесение Богородицы» (1424 - 1434). Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Кроме того, специально для этой выставки был отреставрирован запрестольный образ «Погребение Христа» из Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Он впервые демонстрируется публике за более чем 40 лет.


Фра Беато Анджелико. Погребение Христа
Погребение Христа
Фра Беато Анджелико
1450, 88.9×54.9 см

Выставка «Фра Анджелико. Небеса на Земле» в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне продлится до 20 мая.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Artdaily, The Washington Post и ряда других источников