Художественная галерея Манчестера удалила из экспозиции работу художника XIX века Джона Уильяма Уотерхауса, чтобы посмотреть на реакцию публики. Картина «Гилас и нимфы», созданная в 1896 году, – это откровенная эротическая фантазия викторианской эпохи или неуместное и оскорбительное произведение в нынешних обстоятельствах? Ответы на этот вопрос учреждение попросило публиковать онлайн.

Из продажи также изъяты открытки с репродукцией этого одного из самых узнаваемых полотен поздних прерафаэлитов.




Картина «Гилас и нимфы» иллюстрирует эпизод древнегреческого мифа об аргонавтах. Красивый юноша отправился к реке за водой для своих спутников. На берегу его зачаровали нимфы и утащили в глубины для развлечений, а затем превратили в эхо. Друзья искали Гиласа, но так и не нашли. В интерпретации Уотерхауза эта легенда стала предупреждением о смертельном очаровании роковых женщин.


Джон Уильям Уотерхаус. Гилас и нимфы
Гилас и нимфы
Джон Уильям Уотерхаус
1896, 132.1×197.5 см

В минувшую пятницу, 26 января, картину сняли с её постоянного места в галерее и заменили уведомлением. В нём объясняется, что пространство пустует временно «чтобы вызвать дискуссию о том, как мы видим и интерпретируем произведения из публичной коллекции Манчестера». Своими мнениями публике предложили делиться в Твиттере под тэгом #MAGSoniaBoyce. Само удаление стало художественным актом, который станет частью персональной выставки художницы Сони Бойс в марте.



Куратор галереи Клэр Ганнауэй заявила, что цель акции – провоцировать дебаты, а не вводить цензуру. «Речь не об отрицании конкретных работ», – пояснила она.



Полотно обычно находится в зале под названием «В погоне за красотой». Там представлены картины конца XIX века, чаше всего – с обнажёнными женщинами.

По словам Ганнауэй, это не лучшее название, поскольку мужчины-художники рассматривали и представляли женские тела «как пассивную декоративную художественную форму».

Слева: одним из «камней преткновения» в нынешних дискуссиях вокруг картины «Гилас и нимфы» стал слишком юный возраст изображённых на ней девушек

Акция вызвала неоднозначную реакцию в интернете. Одни пользователи считают, что галерея создала опасный прецедент, в то время как другие назвали шаг «политически правильным».



Художник Майкл Браун, присутствовавший при удалении картины, обеспокоен тем, что «прошлое стирается». «Мне не нравится, когда произведения искусства изымаются или перемещаются, когда мне говорят, что правильно, а что нет. Неизвестно, сколько будет отсутствовать картина – может дни, недели, месяцы, а может никогда не вернётся на место», – цитирует его газета The Guardian.
Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалот
Леди из Шалот
Джон Уильям Уотерхаус
1888, 153×200 см

Арт-обозреватель этого издания Джонатан Джонс был более резок. По его мнению, новые пуритане отбрасывают мир «в эпоху репрессий и лицемерия». Назвав Уотерхауса «эксцентричным старым викторианским извращенцем», а саму картину «глупым эротическим представлением греческого мифа», эксперт добавил: «Но об этом можно говорить, возможно, спорить. Удалите его – и на разговоре будет поставлен крест. Культура умолкнет, как могила». Следующими, по его словам, могут стать гораздо более откровенные и «сексистские» шедевры Тициана и Пикассо.



«Творчество никогда не было морально чистым», – заключил Джонс.


Джон Уильям Уотерхаус. Святая Евлалия
Святая Евлалия
Джон Уильям Уотерхаус
1885, 188.6×117.5 см

Джон Уильям Уотерхаус – один из самых известных прерафаэлитов позднего периода. Его «Леди из Шалот» – одна из популярнейших картин в коллекции галереи Тейт Британия. Однако на некоторых полотнах художник изображал людей в таких неестественных и зачастую откровенных позах, что его обвиняли едва ли не в порнографии.

В своей рецензии на ретроспективу живописца в Королевской академии искусств в 2009 году критик Вальдемар Янушчак написал о работе «Святая Евлалия», изображающей смерть 12-летней девочки: «Я не знал, смеяться мне, плакать или звонить в полицию».

Слева: Джон Уильям Уотерхаус, «Святая Евлалия» (1885). Тейт Британия, Лондон

Куратор Художественной галереи Манчестера Клэр Ганнауэй заверила, что полотно «Гилас и нимфы» будет возвращено на место, но уже в другом контексте. Это будет касаться не только одного произведения, но и зала в целом.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта газеты The Guardian