Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов ЛеонаБакста — знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства», работавшего над постановками «Русских сезонов» Дягилева. На выставке "Весь Бакст" более 50 рисунков художника подкреплены сценическими костюмами по его эскизам, раритетными фотографиями, открытками и фарфоровой пластикой.

В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой, и Театральный музей, наконец-то, может представить свое собрание шедевров Бакста во всей полноте.

1.1. Леон Бакст. Костюм уличного певца. Эскиз к балету-пантомиме «Сердце маркизы», 1902
1.2. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Карнавал». 1910

Музейной «премьерой» стали эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы» в постановке Мариуса Петипа. Это самая первая театральная работа Бакста, выполненная для Эрмитажного театра в 1902 году. Несколько листов с эскизами костюмов хранились в фондах Музея театрального и музыкального искусства с 1934 года, но в Петербурге выставляются впервые.
Удачное начало работы в театре способствовало привлечению Леона Бакста и к другим постановкам Петербургских императорских театров. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера (1903). Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. На выставке можно увидеть легендарные открытки, а также подлинный сценический костюм одной из кукол — куклы-японки. Тончайший шелк, расписанный рукой Бакста, сохранился удивительно хорошо.

В ноябре 2015 года Николай Цискаридзе восстановил балет "Фея кукол" вместе со студентами Академии русского балета имени Вагановой. Впервые балет, сочиненный Йозефом Хасрайтером на музыку австрийского композитора Йозефа Байера, был показан в 1888 году на сцене Венского придворного театра. В Петербурге он появился в 1903 году. Для современной интерпретации "Феи кукол" художник Дмитрий Парадизов воссоздал красочные наряды кукол по эскизам Леона Бакста. 

Леон Бакст. Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к постановке «Фея кукол». 1903. Источник фото.
Популярность спектаклей, оформленных Бакстом, была настолько велика, что побуждала других художников воплощать его образы в своем творчестве. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Музей показывает на выставке несколько предметов из этого цикла, а также фигурку Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, созданную на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде на заре советской власти.

Дмитрий Иванов.  Тамара Карсавина в костюме Зобеиды. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. 1923. Фото из открытых источников.
На выставке "Весь Бакст". Здесь и ниже фото: kuda-spb.ru


"Бакст — это сокращенное от Бакстер, фамилии деда по материнской линии, оказавшего на будущего художника неоспоримое влияние. Дед был известным портным, достаточно долго прожил в Париже, свой дом в Петербурге обставил по парижской моде. Когда родители обнаружили этот кошмар и ужас — малец вздумал рисовать людей! - Левушка попросил защиты у деда, и получил ее..." -  биография Леона Бакста в Артхиве

"Баловень судьбы и заложник собственной прислуги. Талантливый художник и восхитительный лектор. Леон Бакст — в театре, в магазине, в доме Ротшильдов и на обложке Vogue..." - материал "Штрихи к портрету: 8 историй из бурной жизни Леона Бакста"




Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра" на музыку А. С. Аренского
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра" на музыку А. С. Аренского
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1909, 28×21 см

Несколько лет назад музейные фонды пополнились целым рядом шедевров Бакста из знаменитой коллекции Лобановых-Ростовских (подробности о ней следуют ниже). На выставке экспонируется изысканный эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн (1908), так называемая «Баядерка с павлином» из балета Михаила Фокина «Синий бог» (1912), а также изумительная серия рисунков к последней работе для Сергея Дягилева (и одна из последних работ Бакста в театре) «Спящая принцесса» по мотивам балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1921–1922).
Леон Бакст. "Галиссон, наставник Принца". Эскиз костюма к балету «Спящая принцесса». 1922.

Для этой постановки Дягилев надеялся привлечь Александра Бенуа, но тот находился в России, поэтому Дягилев пригласил Бакста, который придумал великолепные и пышные декорации и костюмы. К сожалению, роскошное оформление спектакля подорвало финансовые ресурсы Дягилева, что в результате привело к его окончательному разрыву с Бакстом. Тем не менее Дягилев осуществил частичную постановку «Спящей красавицы» (под названием «Свадьба Авроры») в Париже 18 мая 1922 года, но в декорациях и костюмах Александра Бенуа и Наталии Гончаровой. (Источник)
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Эскиз костюма баядерки с павлином к балету "Синий бог"
Эскиз костюма баядерки с павлином к балету "Синий бог"
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1911, 58×43 см

Отдельного внимания заслуживают знаменитые эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911). Ни одна выставка, посвященная дягилевским «Русским сезонам», не обходится без этих изысканных рисунков, демонстрирующих костюмы в вихревом движении танца.

На выставке представлено самое полное их собрание, которое хранится в фондах Театрального музея.
Леон Бакст. "Вакханка". Эскиз костюма к балету «Нарцисс». 1911


Леон Бакст. Вацлав Нижинский в роли китайского танцора (1917, данная иллюстрация приведена для ознакомления и может не присутствовать на выставке)


Более пятидесяти рисунков художника выставлены вместе с подлинными сценическими костюмами, которые были сшиты в самом начале XX века и являются настоящими раритетами. Выставку дополняют старые фотографии, выполненные как в России, так и за рубежом во время существования труппы Сергея Дягилева. На фото ниже - открытие выставки; фотографии Татьяны Анашкиной.


Истинные театралы могут оценить работу Анны и Анатолия Нежных, которые потрудились над восстановлением костюмов и декораций Леона Бакста к балету "Шахерезада", премьера которого состоялась 4 июня 1910 года в Париже во время «Русских сезонов». А на видео, представленном ниже, вы можете полюбоваться версией балета, восстановленной в хореографии Андриса Лиепы чуть больше века спустя.

Выставка "Весь Бакст" в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства
работает до 20 августа 2017 года


Обратим внимание читателей на еще две прекрасные выставки, посвященные искусству создания сценического костюма, которые в эти дни проходят в филиалах Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.


Фото с выставки «Флора и фауна русского театра»

Дом-музей Федора Шаляпина приглашает на экспозицию «Флора и фауна русского театра». В залах музея представлены экспонаты, среди которых работы художников «Мира искусства» и авангардные эскизы Валентины Ходасевич, эскизы к постановкам ХХ столетия – О. Саваренской, Е. Якниной, Н. Поляковой, а также работы мэтра современного отечественного театра Э. Кочергина.
Фото с выставки «Флора и фауна русского театра»

Эскизы костюмов, созданные для актеров, играющих роли зверей, птиц, цветов, природных стихий, представляющие серьезный взгляд художников на дух природы, демонстрируют удивительную точность в изображении различных деталей, незаметных на первый взгляд. На экспозиции можно проследить историю развития русского изобразительного искусства.

Выставка «Флора и фауна русского театра» открыта для посещения до 31 мая 2017 г..

На выставке "В предчувствии весны". Фото: Театральный музей.


А в музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова проходит выставка «В предчувствии весны», посвящення опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В центре экспозиции — впервые выставляющаяся в музее коллекция сценических костюмов балета Никиты Долгушина «Снегурочка» (1977), эскизы костюмов Константина Коровина (в том числе, костюм Зимы — дар Нины Лобановой-Ростовской, переданный в 2015 году Театральному музею), а также редкие материалы к постановкам разных лет.

1.1. Костюм Зимы - дар Нины Лобановой-Ростовской
1.2. На выставке "В предчувствии весны". Фото: Театральный музей.

Собрание Нины и Никиты Лобановых-Ростовских – крупнейшая в мире коллекция произведений русского театрально-декорационного искусства, охватывающая исторический период с 1870-х до конца 1930-х годов.

Легендарная коллекция Лобановых-Ростовских (810 произведений), приобретенная Международным Благотворительным Фондом «Константиновский» в 2008 году, находится на хранении в фондах Театрального музея. Предметы этой коллекции вошли в каждую из трех выставок, о которых мы сегодня рассказывали. Основную часть коллекции составляют эскизы декораций и костюмов, выполненные в разных живописных и графических техниках.

Выставка «В предчувствии весны» в музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова работает до 4 октября 2017.


Титульная иллюстрация: Леон Бакст. Эскиз костюмов беотийских девушек для балета Н. Н. Черепнина "Нарцисс" (фрагмент). 1911. Иллюстрации: Театральный музей. Подготовлено по материалам пресс-релизов и публикаций Театрального музея в социальной сети Фейсбук.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.