В Музее книги и книгопечатания Украины 2 февраля 2018 года открылась выставка работ Татьяны Яблонской из собрания семьи художницы. В экспозиции представлены более 70 работ позднего периода творчества мастера – лирические пейзажи и портреты в живописной технике, а также ее "маленькие шедевры" - нежные натюрморты с цветами на подоконнике, выполненные пастелью, к которой художница обратилась после перенесенного инсульта.

«... Теперь я пришла «на круги своя». Чувствую, что я полностью свободна в творчестве. Пишу из окон и поблизости от своего дома. Это «сужение горизонта» напротив его расширило для меня – открыло красоту и поэзию там, где я их раньше не видела. У каждого из нас есть свое окно, в которое смотрит Природа».
Татьяна Яблонская.



Татьяна Ниловна Яблонская. Зимнее окно
Зимнее окно
Татьяна Ниловна Яблонская
2004
Татьяна Ниловна Яблонская. Густой туман
Густой туман
Татьяна Ниловна Яблонская
2004

Семья художницы предоставила не только работы, но также записи Татьяны Яблонской и воспоминания ее дочери – Гаяне Атаян, принявшей участие в организации выставки. Эти тексты раскрывают внутренний мир художницы, ее взгляды на творчество, рассказывают о вспышках вдохновения и «неуловимой мечте» творческой личности. Выставка «Прислушиваясь к себе» настраивает зрителя на искреннюю задушевную беседу с художницей, на встречу с истинной красотой.



Татьяна Ниловна Яблонская. Свежий воздух
Свежий воздух
Татьяна Ниловна Яблонская
1995

«В жизни, как на долгой ниве, всего было – и радостей, и горестей. В древней Японии существовал обычай: художник, меняя творческую манеру, брал себе новое имя. Так и я давно уже не та «Яблонская», какой была когда-то...».



Татьяна Ниловна Яблонская. Автопортрет
Автопортрет
Татьяна Ниловна Яблонская
1995, 40×40 см
«И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна...». Читайте продолжение биографии художницы в Артхиве.

Татьяна Яблонская преподавала в Киевском художественном институте. Строгого и требовательного педагога студенты очень любили и между собой называли просто "Татьяна". Частенько ученики приходили к ней домой пить чай – обсуждали работы, планы... А мастерская художницы находилась напротив учебного корпуса института:

«Я очень люблю свою мастерскую. Она – на счастливом месте. Только войдешь в нее, посмотришь в высокие окна на старокиевские холмы – забываешь все жизненные невзгоды и тебя охватывает ощущение спокойствия и гармонии с окружающим миром.
В тридцатых годах, когда я была студенткой художественного института, в этой мастерской работал мой учитель Ф. Г. Кричевский. После войны она принадлежала А. А. Шовкуненко, ассистентом которого я тогда была. Мне очень по душе работать в этих стенах. Из окна смотрит на меня фасад моего родного института, с которым связано так много в моей жизни».
Татьяна Ниловна Яблонская. В апреле. Моя мастерская
В апреле. Моя мастерская
Татьяна Ниловна Яблонская
1992

«Люблю работать в уединении, наедине с природой и своими чувствами, в тишине и спокойствии».




Многие годы Татьяна Ниловна ездила отдыхать в Дом творчества Союза художников Украины в Седневе, который называла своим «третьим домом». Здесь, на живописных землях Черниговщины, были написаны десятки этюдов, которые позже легли в основу ее знаменитых работ.


Татьяна Ниловна Яблонская. Под липами
Под липами
Татьяна Ниловна Яблонская
1992

«Седнев… Это название упоминается еще в древнерусских летописях, упоминается там и речушка Снов, воспетая Глебовым.
Седневские могилы и исторические памятники рисовал Тарас Шевченко. Под липой, которая сохранилась до нашего времени в усадьбе Лизогубов, он любил отдыхать.
В седневском доме творчества работали сотни украинских художников. На всех холмах над рекой можно было увидеть фигуру с мольбертом.
По этюдам, сделанным в Седневе, я когда-то написала картины: «Лето», «Май», «Лен», «Юность», «Зимний день в Седневе», «Старая теплая печь», «Ясный вечер», «Старый дом», бесконечные пейзажи…
Тут росли мои дети, теперь растут внуки.
Сейчас мне тяжело далеко ходить, и я почти не вижу ни реки, ни лугов, ни пригорков. В основном я сижу на крылечке в глубине старого сада. Со своего «бабиного трона», как прозвали внуки запачканный масляными красками стул, мне видно большие липы, которые растут рядом, сад со старыми яблонями, столики под липами, голубую веранду.
С крылечка, с лавочек вокруг я написала уже десятки этюдов. Иногда кажется, что источник исчерпан, но жизнь дарит все новые ощущения, все новые вариации».
Татьяна Ниловна Яблонская. Прилетел голубь
Прилетел голубь
Татьяна Ниловна Яблонская
1998
Татьяна Ниловна Яблонская. Свет и тень
Свет и тень
Татьяна Ниловна Яблонская
1998
Татьяна Ниловна Яблонская. Под липой
Под липой
Татьяна Ниловна Яблонская
1997
Татьяна Ниловна Яблонская. Теплый полдень
Теплый полдень
Татьяна Ниловна Яблонская
1997
Татьяна Ниловна Яблонская. В саду
В саду
Татьяна Ниловна Яблонская
1998

«В сиянии осени» – осенний шедевр Яблонской, одна из ее последних работ маслом, написанная за два дня.



Татьяна Ниловна Яблонская. В сиянии осени
В сиянии осени
Татьяна Ниловна Яблонская
1998, 100×100 см

«Когда в октябре рядом с нашим домом сияют золотом липы, – вспоминает Гаяне Атаян, – я каждый раз вспоминаю такой же солнечный день осени 1998 года. Мама едва только увидела меня в золотистой куртке, сразу потребовала большой холст. Я должна была немедленно принести холст из мастерской – для мамы не существовало преград, когда приходило вдохновение!

Портрет она писала два дня. Энергично, стоя, забыв о своем возрасте. А был ей тогда 81 год. В первый же день работа была почти готова. На второй день мама только слегка коснулась деталей, и все. А на третий день погода испортилась: подул холодный ветер, пошел дождь, ветки сразу оголились. Вскоре мама тяжело заболела и уже больше не могла работать масляными красками. Этот портрет – одна из последних работ в этой технике. Она называла его своей "лебединой песней"».
Татьяна Ниловна Яблонская. Pink Floyd
Pink Floyd
Татьяна Ниловна Яблонская
1997
Татьяна Ниловна Яблонская. Осенний портрет (Портрет Гаяне Атаян)
Осенний портрет (Портрет Гаяне Атаян)
Татьяна Ниловна Яблонская
1999

«Удивительно, что именно такой «простак» как Репин, сказал, что в произведении искусства должна ощущаться какая-то «неуловимая мечта»!"
Татьяна Яблонская.




«... В самом деле, у меня только тогда появляется желание писать, когда я вдруг почувствую, как природа или интерьер, какой-либо объект будто покрывается какой-то невидимой поэтичной прозрачной поволокой… [] Разливается какое-то волшебное поэтическое состояние. Появляется та самая «неуловимая мечта». Лучше слова не придумаешь. Надо быстрее писать, как можно дольше удержать в себе эту «неуловимую мечту». Не отпускать, пока она хоть немного не будет выражена. Если хотя бы намек на нее удастся схватить, он уже будет драгоценный...»
Татьяна Ниловна Яблонская. Июнь. Липовый мед
Июнь. Липовый мед
Татьяна Ниловна Яблонская
1993
Татьяна Ниловна Яблонская. Мерцание осени
Мерцание осени
Татьяна Ниловна Яблонская
1990

«... Но какое блаженство, когда она выльется из-под кисти и замерцает на холсте в живых пульсирующих красках! Это бывает редко. Но никогда нельзя начинать работу без этого манящего волшебного образа, который неожиданно может появиться в, казалось бы, случайном месте. Вдруг обычный уголок двора будто освещается изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновение. Действительно, ты будто внезапно вдыхаешь что-то необыкновенно прекрасное, внутренне гармоничное и нераздельное. Надо работать, стараясь ни в коем случае не отпустить это видение. Его так легко спугнуть посторонним разговором, любым отвлечением или попыткой сделать «настоящую вещь», «закончить».

Как часто в результате от этой «неуловимой мечты» ничего не остается, и на холсте появляется обычный «уголок нашего двора», непонятно зачем написанный. Часто только в начале работы ощущаешь блаженство этого воплощения образа, который звучит в душе. В конце часто от него ничего не остается. Не нужно «заканчивать», а надо уловить, суметь поймать неуловимое, несказанное. С другой стороны, надо, чтобы вещь была «написана», то есть это видение-образ было воплощено через живопись, единую вибрирующую, живую, гармоничную поверхность, где буквально каждый квадратный сантиметр жил бы сам по себе и в то же время сливался в единое целое. Если это удается, тогда и рождается, возможно, малое, но настоящее».
Татьяна Ниловна Яблонская. Мое кресло
Мое кресло
Татьяна Ниловна Яблонская
1998
Татьяна Ниловна Яблонская. Падает снег
Падает снег
Татьяна Ниловна Яблонская
1997
Татьяна Ниловна Яблонская. Весенний дождь
Весенний дождь
Татьяна Ниловна Яблонская
1992

В последние годы жизни Татьяна Ниловна перенесла инсульт и была прикована к инвалидному креслу. Несмотря на болезнь, которая лишила ее возможности работать правой рукой и вынудила отказаться от масляных красок, художница научилась рисовать левой и создала удивительной красоты работы пастелью. В день своего ухода, 17 июня 2005 года, она написала букет колокольчиков, стоявший на ее подоконнике.
Татьяна Ниловна Яблонская. Растение
Растение
Татьяна Ниловна Яблонская
2004

«Мне посчастливилось тесно контактировать с творчеством мамы в ее поздний период. Я горжусь тем, что подавала ей краски и холсты, иногда была для нее моделью. Я видела, как происходит чудо – чем дальше, тем больше мама умела почувствовать в повседневности что-то удивительно интересное и значимое, и, главное, – мастерски воплотить свое вдохновение на холсте или бумаге.

Последние несколько лет ее «окна» ограничились одним окном нашей кухни, а холст и масляные краски пришлось заменить на бумагу и пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше
. Но острота художественного видения и проникновенность образов от этого только возросли. Если ранние произведения художницы можно сравнить с большими романами или эпическими кинолентами, то ее поздняя лирика созвучна с изысканными короткими стихами восточных поэтов...»
– из воспоминаний Гаяне Атаян.
Татьяна Ниловна Яблонская. Зимнее небо
Зимнее небо
Татьяна Ниловна Яблонская
2003, 31×22 см
Татьяна Ниловна Яблонская. Гаянэ и зеленое окно
Гаянэ и зеленое окно
Татьяна Ниловна Яблонская
2004
Татьяна Ниловна Яблонская. Вечер. Снегопад
Вечер. Снегопад
Татьяна Ниловна Яблонская
2003
Татьяна Ниловна Яблонская. Свет и тень
Свет и тень
Татьяна Ниловна Яблонская
2004
Татьяна Ниловна Яблонская. Приближается весна
Приближается весна
Татьяна Ниловна Яблонская
2003

Выставка работ Татьяны Яблонской в Музее книги и книгопечатания Украины продлится до 12 марта 2018 года.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавная иллюстрация: Татьяна Яблонская "Листья тополя", 2005 год, бумага, пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше

В новости использованы представленные на выставке тексты-воспоминания Татьяны Яблонской и Гаяне Атаян, переведенные с украинского языка редакцией АРТХИВа