Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде представил результаты реставрации и технического исследования одной из самых важных и пленительных картин в своей коллекции – «Смерти Гиацинта» Джованни Баттисты Тьеполо. Полотно с увлекательной историей, написанное более 260 лет назад, раскрыло учёным множество своих тайн и нюансов создания.

«Смерть Гиацинта» считается величайшей гей-иконой в мире, а выставка, приуроченная к празднованию 25-летия музея, совпадает с World Pride 2017 в Мадриде.



Джованни Баттиста Тьеполо. Смерть Гиацинта
Смерть Гиацинта
Джованни Баттиста Тьеполо
1752, 287×232 см
Джошуа Рейнольдс. Вильгельм Фридрих Шаумбург-Липпе
Вильгельм Фридрих Шаумбург-Липпе
Джошуа Рейнольдс
1767, 245.4×206.7 см



Картину «Смерть Гиацинта» (ок. 1752 – 1753) заказал 28-летний граф Вильгельм Фридрих Шаумбург-Липпе в память о своём любовнике, молодом испанском музыканте, который умер в 1751 году. Джованни Баттиста Тьеполо как раз работал со своими сыновьями Джованни Доменико и Лоренцо неподалёку от места проживания аристократа – в немецком городе Вюрцбурге. Там они украшали резиденцию нового князя-епископа Карла Филиппа фон Грайфенклау.

Слева: Джошуа Рейнольдс, «Портрет Вильгельма Фридриха Шаумбург-Липпе» (ок. 1767). Британское Королевское собрание

На полотне запечатлён эпизод из «Метаморфоз» Овидия. Аполлон и его возлюбленный – красивый принц Спарты Гиацинт – соревновались в метании диска, который попал в голову юноше и смертельно ранил его. По одной версии, Гиацинт погиб из-за собственной неуклюжести, по другой – снаряд сбил с курса бог западного ветра Зефир, которого отверг молодой человек. Не сумев вернуть своего избранника к жизни, Аполлон увековечил его в цветке гиацинта из крови, пролившейся на землю.



1.1. Джованни Баттиста Тьеполо, "Смерть Гиацинта", фрагмент: теннисная ракетка и мячи
1.2. Джованни Баттиста Тьеполо, "Смерть Гиацинта", фрагмент: колчан со стрелами и лира

Тьеполо изобразил сцену на основе итальянского перевода текста, сделанного в 1561 году. Здесь метание диска заменено игрой в теннис, который был в моде у аристократов того времени. На переднем плане видны ракетка и несколько мячей, а на заднем – сетка теннисного корта. Гиацинт умирает перед отчаявшимся Аполлоном, который чувствует ответственность за несчастный случай. Он пренебрёг своими божественными обязанностями – его колчан со стрелами и лира лежат слева в стороне. На трагедию мрачно взирает отец Гиацинта, царь Амикл. Картина полна намёков – от попугая ара, символа ухаживания, до насмешливого выражения лица Пана, покровителя мужской сексуальности. Положение большого пальца Аполлона, чья рука прикрывает гениталии последнего, интерпретируется как эротическая отсылка.

1.1. Джованни Баттиста Тьеполо, "Смерть Гиацинта", фрагмент: лицо Пана и ара
1.2. Джованни Баттиста Тьеполо, "Смерть Гиацинта", фрагмент: палец Аполлона

Во время реставрации с холста были сняты пожелтевшие слои лака, и картина обрела визуальное богатство оригинальной палитры – с яркими, тонко нюансированными цветами. Микрообразцы пигментов дали новую информацию о материалах, использованных художником, и их сохранности. А гигапиксельные изображения и макрофотографии выявили мельчайшие детали изображения. Но самыми интересными оказались ультрафиолетовое и инфракрасное сканирования.
Завершение реставрации: картину покрывают новым слоем лака. Фото: museothyssen.org


Читайте также: Прадо и гомосексуальность: новый взгляд на коллекцию главного музея Испании


На этих снимках учёные увидели процесс работы Тьеполо (например, он изменил положение тела Амикла, добавил фигуру солдата за его спиной и переписал их головные уборы). Есть небольшие поправки в положении руки Гиацинта и большого пальца Аполлона (первоначально он не был наложен на фигуру Пана). У самого бога на подготовительном рисунке есть аксессуары – серьга и пояс с жемчугом, – которые впоследствии были закрашены. Его колено, на которое опирается Купидон, слегка сдвинулось, и в результате левая рука путти повисла в воздухе.

Кстати, в отличие от других персонажей, ангелочка не видно на рентгеновском снимке, поскольку он был изображён пигментами, пропускающими рентгеновские лучи.

Слева: рентгеновское исследование полотна. Фото: museothyssen.org

Кроме того, Тьеполо переписал фон картины. Изначально на заднем плане были изображены, вероятно, гора и архитектурные сооружения. В конечном итоге их заменили облака и растения, создающие ощущение пространства.



Сейчас «Смерть Гиацинта» вернулась на своё место в зале №17. Рядом выставлены рентгеновские и инфракрасные снимки, отображающие наиболее интересные аспекты реставрации, а также два подготовительных рисунка из Государственной галереи в Штутгарте. Специальный видеоролик рассказывает обо всём процессе восстановления и объясняет самые важные открытия, сделанные учёными.

Выставка продлится до 17 декабря 2017 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы и artdaily.com. Главная иллюстрация: фрагмент картины Джованни Баттисты Тьеполо «Смерть Гиацинта» до и после реставрации. Фото: museothyssen.org