Национальная галерея в Лондоне готовит очередной показ-блокбастер для своих посетителей. Следующей весной музей собирает более 70 картин Клода Моне в экспозицию «Моне и архитектура». Она станет первой в Британии ретроспективой французского импрессиониста за почти 20 лет.

Национальная галерея продемонстрирует нетрадиционный взгляд на творчество художника, который известен, прежде всего, своими ландшафтными пейзажами. Акцент на его полотнах с изображением разного рода сооружений не делал пока ещё
никто в мире



Клод Моне. Вид Бордигеры
Вид Бордигеры
Клод Моне
1884, 66×81.8 см

Выставка «Моне и архитектура» проследит всю карьеру одного из основоположников импрессионизма через его картины с изображениями Руанского собора, вокзала Сен-Лазар в Париже, панорамы Венеции и виды британского парламента, мостов Ватерлоо и Чаринг-Кросс, которые он писал во время поездок в Лондон между 1899 и 1901 годами.

«Без туманов Лондон был бы не таким красивым», – утверждал Клод Моне во время визитов на Туманный Альбион в конце 1800-х годов.


Клод Моне. Мост Чаринг-Кросс, отражение в Темзе
Мост Чаринг-Кросс, отражение в Темзе
Клод Моне
1901, 65×100 см

«Моне провёл в Лондоне довольно много времени и был очарован тем, как свет, в частности туман, – отличительная черта столицы, – меняли внешний вид города в течение года и даже в течение дня», – рассказывает директор Национальной галереи Габриэле Финальди.


Клод Моне. Улица в Сент-Адресс
Улица в Сент-Адресс
Клод Моне
1867, 80×59.5 см


«Художник Клод Моне просыпался с первыми лучами солнца и засыпал, когда солнце садилось. Он никогда не задёргивал в своей спальне окно занавесками, а пасмурная погода могла погрузить его в настоящую депрессию. Увидев за окном тучи, художник часто ложился в постель и отказывался вставать даже к обеду и ужину — в такие дни лучше было его не трогать. Никогда не применявший в мастерской газовых фонарей, Моне до самой смерти не признавал и электрического света, отказывался работать при лампе. Он говорил: «Если солнце спит, что мне еще делать?» И уходил спать, едва темнело», – биографию живописца читайте тут



Слева: Клод Моне, "Улица в Сент-Адресс" (1867). Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк

Финальди не разделяет мнения о том, что публика может достичь точки насыщения, когда речь идёт о Моне. Выставка в Национальной галерее будет первой с 1999 года ретроспективой француза в Британии. 18 лет назад показ в Королевской академии стал сенсацией: за три месяца в музей пришли 813 тысяч посетителей, и чтобы справиться с этим наплывом, учреждение работало 24 часа в сутки. Этот рекорд до сих пор не был побит.

«Я не думаю, что Моне может быть достаточно. Мы должны проводить его выставки каждые десять лет, и можем быть уверены, что этот художник привлечёт широкие слои населения», – говорит Финальди.


Клод Моне. Домик таможенника, Варенжвиль
Домик таможенника, Варенжвиль
Клод Моне
1882, 61×74.9 см
Клод Моне. Руанский собор, главный вход и Тур д'Альбан на рассвете
Руанский собор, главный вход и Тур д'Альбан на рассвете
Клод Моне
1894, 106.1×73.9 см

Минувший год был успешным для Национальной галереи: она привлекла 6,3 миллиона посетителей, став пятым по посещаемости музеем в мире. Однако 2017-й обещает стать провальным: количество зрителей сократилось после терактов в Лондоне и Манчестере, школы отменяют экскурсии, а иностранные туристы стали более осторожны.

В этой ситуации Национальная галерея делает ставку на беспроигрышный вариант: Моне остаётся одним из самых популярных художников у британцев. Только в прошлом году более двух десятков его полотен входили в экспозицию «Сады в живописи периода модерна» в Королевской академии. А в 2015 году работы из серии «Водяные лилии» были названы «любимыми картинами нации», опередив «Телегу для сена» Джона Констебла и «Подсолнухи» Винсента Ван Гога.

Слева: Клод Моне, "Руанский собор, главный вход и Тур д'Альбан на рассвете" (1894). Музей изящных искусств, Бостон

Выставка «Моне и архитектура» в Национальной галерее в Лондоне пройдёт с 9 апреля по 29 июля 2018 года. Ей будет предшествовать показ работ другого французского экспрессиониста – Эдгара Дега.

20 редко выставляемых картин, пастелей и эскизов объединятся под названием «Рисунки в цвете: Дега из коллекции Баррелла» (20 сентября 2017 – апрель 2018). Экспозиция будет приурочена к 100-летию со дня смерти художника.
Эдгар Дега. Репетиция
Репетиция
Эдгар Дега
1874, 58.4×83.8 см

Другим значительным событием следующего года, которое готовят кураторы Национальной галереи, станет анализ отношений между двумя величайшими художниками итальянского Возрождения – Джованни Беллини и Андреа Мантенья. Выставка, посвящённая им, пройдёт с 1 октября 2018-го по 27 января 2019 года.
Андреа Мантенья. Моление о чаше (Христос на горе Елеонской)
Моление о чаше (Христос на горе Елеонской)
Андреа Мантенья
1460, 62.9×80 см

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне, газет The Guardian и The Telegraph. Главная иллюстрация: Клод Моне, "Темза в Вестминстере" (1871), Национальная галерея в Лондоне