Музей Орсе решился на неординарный шаг. Он предложил знаменитому американскому кинорежиссёру и художнику Джулиану Шнабелю выбрать в постоянной экспозиции картины XIX века и продемонстрировать рядом с ними собственные работы. Создатель фильмов "Баския" и «Ван Гог. На пороге вечности» «положил глаз» на произведения Винсента ван Гога, Клода МонеАнри де Тулуз-Лотрека и Поля Сезанна, которые музей не хотел перемещать с их привычных мест.

По словам 66-летнего Джулиана Шнабеля, директор учреждения Лоуренс де Кар буквально «передвигал небеса», чтобы режиссёр получил то, что хотел. Или почти то, что хотел – Сезанн, которого нельзя трогать, всё же остался на месте.

Выставка «Орсе глазами Джулиана Шнабеля» включает 13 картин, принадлежащих музею, и 11 работ режиссёра за последние 40 лет. Часть из них создана из разбитых тарелок, другая – из не менее странных материалов вроде брезента или чёрного бархата.
Джулиан Шнабель в Музее Орсе. Фото: Julien Mignot / The New York Times


Самое раннее произведение на выставке – крупномасштабная «Синяя обнажённая с мечом» (1979). Это первая фигуративная, а не абстрактная картина, которую Шнабель сделал из битой посуды. Она висит рядом с гораздо более компактным полотном Сезанна «Задушенная женщина» (1875 – 1876), которое выполнено в аналогичной красно-бело-голубой палитре.

1.1. Джулиан Шнабель, «Синяя обнажённая с мечом» (1979). Частная коллекция
1.2. Поль Сезанн, «Задушенная женщина» (1875/76). Музей Орсе, Париж

Джулиан Шнабель, известный своими гигантскими произведениями, выбрал также две самые большие картины Тулуз-Лотрека – обе представляют сцены ночной жизни с участием танцовщицы Мулен Руж по кличке Ля Гулю. «Если вы подойдёте ближе, то увидите все эти швы, которые, могут показаться ошибками, – говорит режиссёр. – Но это часть задумки художника и его отношение к материалам».

Самая недавняя работа на выставке – расписанные розами и листьями осколки блюд. Эту картину Шнабель создал в 2017 году, вдохновлённый посещением могилы Ван Гога в Овер-сюр-Уазе неподалёку от Парижа.
Джулиан Шнабель, «Розы (у могилы Ван Гога) XVII» (2007). Частная коллекция

Фото Julien Mignot / The New York Times


Нидерландский постимпрессионист, чей потрясающий «Автопортрет» (1889) также стал частью экспозиции, в последнее время особо занимает американского режиссёра. В сентябре он представил на Венецианском кинофестивале свой новейший фильм «Ван Гог. На пороге вечности», посвящённый последним годам жизни художника. Уиллем Дефо, сыгравший в нём главную роль, был отмечен в Италии как лучший актёр, а сама лента закроет Нью-Йоркский кинофестиваль в эту пятницу, 12 октября.

Шнабель считает Ван Гога «самым современным художником» из-за «свободы и ясности, которые проявляются в его работах». Как и голландский живописец, американец пишет быстро, завершая картину за несколько часов, а не дней. Он также предпочитает творить на открытом воздухе, поскольку, по его словам, лучше противостоять природным явлениям, чем тёмному интерьеру студии.
Винсент Ван Гог. Автопортрет
Автопортрет
Винсент Ван Гог
Сентябрь 1889, 65×54 см

Его увлечение живописью на пленэре возникла ещё в конце 1970-х годов, когда Шнабель создал свою первую «тарелочную» картину, работая поваром в Нью-Йорке. «Когда я увидел на открытом воздухе эту работу, написанную в студии, то подумал, что выглядит она ужасно, – рассказал он. – С тех пор я считаю, что картины лучше [рассматривать] не в помещении, тогда вы можете увидеть действительно всё».

Уиллем Дефо, который брал у Шнабеля уроки живописи, готовясь к роли Ван Гога, сказал, часто чувствовал, будто его герой стоит у него за спиной. «Было похоже, что сам он не может этого сделать, потому что должен находиться за камерой. И ему нужен кто-то, кто воплотит его в кадре, – сказал актёр. – Возможность участвовать в таком личном фильме была отличным подарком».
Уиллем Дефо (слева) в фильме Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности». Источник: CBS Films / The New York Times


Сам Джулиан Шнабель сказал, что похожие чувства он испытывает к выставке в Музее Орсе. «Это большая привилегия, – подчёркивает он. – Это похоже на письмо, написанное от одного живописца другому, которое передается через картины».



Первым фильмом в карьере Джулиана Шнабеля стал байопик «Баския» (1996), в котором заглавную роль исполнил Джеффри Райт, а Энди Уорхола сыграл Дэвид Боуи. А самая титулованная на данный момент лента – «Скафандр и бабочка» (2007) о Жане-Доминике Боби, редакторе журнала ELLE, который в возрасте 43 лет оказался прикованным к постели. Эта картина получила награду за лучшую режиссуру на 60-м Каннском фестивале и Золотой глобус в аналогичной номинации, а сам Шнабель номинировался на Оскар.

Выставка «Орсе глазами Джулиана Шнабеля» открывается 10 октября, и продлится до 13 января 2019 года.




Напомним, 6 ноября 2018 года открывается выставка, которую в течение двух лет готовил культовый режиссер Вес (Уэс) Андерсон («Отель Гранд Будапешт», «Поезд на Дарджилинг», «Семейка Тененбаум»), приняв приглашение венского Музея истории искусств. Вместе со своей партнершей, художником по костюмам и дизайнером Джуман Малуф он пересмотрел  более четырех миллионов работ в хранилищах музея, и выбрал своих фаворитов.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The New York Times. Главная иллюстрация: Julien Mignot / The New York Times