До 1 февраля 2015-го года Метрополитен-музей показывает 10 картин Эль Греко из собственной коллекции и еще 6, предоставленных латиноамериканским обществом Hispanic Society of America. В это же время еще тремя картинами знаменитого испанца родом с Крита хвастается музей «Коллекция Фрика», расположенный по соседству на Пятой авеню. По сути, это одна выставка, только проходит она на двух площадках. Дело в том, что Генри Фрик, собравший коллекцию, которая теперь носит его имя, завещал не давать своих шедевров в аренду другим музеям. Значит, ценителям творчества Эль Греко придется пробежаться по Манхэттену.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Изгнание торговцев из храма
Изгнание торговцев из храма
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1600-е , 41.9×54.2 см

Это не первая выставка Эль Греко в текущем году – весь 2014-й художника чествовали в Испании, где были представлены совершенно невероятные экспозиции. Например, в Прадо собрали небывалую по количеству показанных работ выставку – 118 картин! Там были подлинники Эль Греко и картины художников, которые легко назвали бы его своим учителем: от Сезанна и Пикассо до Джексона Поллока и Фрэнсиса Бэкона.

Нью-йоркский проект в честь Эль Греко выглядит скромным на таком фоне, однако и он дает возможность проследить эволюцию стиля художника – от ярких работ, написанных в подражание Тициану и Тинторетто, до картин, демонстрирующих неповторимый стиль Эль Греко, которому подражали едва ли не все модернисты конца 19-го – начала 20-го века, да и те, кто последовал за ними.

1.1. Эль Греко. Пьета (Оплакивание Христа), 1575. Из коллекции Испанского общества Америки.
1.2. Эль Греко. Иисус с крестом, 1577–87, из коллекции Метрополитен-музея
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Кардинал Фернандо Ниньо де Гевара
Кардинал Фернандо Ниньо де Гевара
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1600-е , 170.8×108 см

Эль Греко был популярен при жизни, но культовым стал в конце 19-го века, когда модернисты осознали его величие и попытались перенять манеру. Сегодня этого испанца греческого происхождения представляют супергероем от живописи, который еще в 14-м веке, по сути, изобрел импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше . И это чистая правда.

Но существуют и мифы, связанные с Эль Греко. Самый распространенный объясняет вытянутые фигуры и лица персонажей и ледяной колорит поздних картин плохим зрением, а то и вовсе сумасшествием автором. Скорее всего, это поверхностный вымысел. А правда гораздо сложнее и заключается в том, что Эль Греко был отважным экспериментатором, философом и интеллектуалом. Нью-йоркские выставки как раз и представляют художника не чудаковатым мистиком, а глубоким мастером, опередившим время на триста лет.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Открытие пятой печати (видение святого Иоанна Богослова)
Открытие пятой печати (видение святого Иоанна Богослова)
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1614, 222.3×193 см

1.1. Эль Греко. Портрет Винченцо Анастаги, 1575. Из Коллекции Фрика.
1.2. Эль Греко. Святой Лука, ок. 1600. Из коллекции Испанского общества Америки.

Главная иллюстрация в материале: Эль Греко, «Вид Толедо», 1598-99, из коллекции Метрополитен-музея.

Читайте также: Эль Греко от А до Я: жизнь, смерть и жизнь после смерти.