Крестьянки, вяжущие снопы, и сборщики оливок, переменчивая гладь Средиземного моря и сочно-зеленые виноградники. До 8 марта 2015 г. взаимоотношения Ван Гога и природы исследуют в Королевском дворце в Милане. Кстати, здесь можно встретить и самого автора: среди 47 работ - выдающиеся полотна, включая знаменитый «Автопортрет», портрет почтальона из Арля Жозефа Рулена и пейзаж «Пшеничное поле с восходящей луной». Что ж, всем – на природу! Ту, что видел Винсент Ван Гог.

Ван Гог от сохи


От ранних рисунков – ярких вспышек живого света, - до более поздних пейзажей и портретов, отражающих простоту крестьянской жизни, а также знаменитых писем к брату Тео – «Человек и земля» фокусируется на связи Ван Гога с природой. 62 года спустя после масштабной выставки автора в Италии и в преддверие всемирной выставки «Милан-экспо»-2015 «Накормить планету. Энергия для жизни» организаторы решили продемонстрировать, как осознание своей связи с землей повлияло на визуальную поэтику художника.



Сноска. В жизни Винсента не было постоянства, а только неустойчивость и беспокойство, связанные с семейными конфликтами и неспособностью соотносить себя общественными нормами. Ощущение стабильности и успокоения давала природа и работа на земле. Крестьян он всегда наделял некой святостью, а их труду придавал сакральное значение.




Большую часть работ привезли в Милан из нидерландского Музея Креллер-Мюллер, расположенного близ поселения Оттерло, а также амстердамского музея Ван Гога и частных коллекций. Выставка под патронатом Президента Италии, приуроченная к 125-ой годовщине со дня смерти художника, курируется Европейским фондом Ван Гога.

Рисунок был излюбленной техникой Ван Гога, который позволял ему заниматься творчеством на свежем воздухе и совершенствоваться в этюдах к пейзажам. «Теперь я больше не так бессилен перед природой, как я был в прошлом», - писал он.

Винсент Ван Гог. Вечерний пейзаж с восходящей луной
Вечерний пейзаж с восходящей луной
Винсент Ван Гог
Июль 1889, 72×92.5 см

Выставочная площадка, созданная известным японским архитектором Кенго Кума специально для экспозиции Винсента Ван Гога «Человек и природа», сталкивает посетителей лицом к лицу с хрупким миром художника. Черпая вдохновение в сельских пейзажах и их нейтральных цветах, Кума выбрал материал, который позволил бы почувствовать землю на ощупь и даже вдохнуть ее запах – джут. Он использовал его, чтобы создать обволакивающее пространство, напоминающее сыпучие, мягки линии на картинах Ван Гога, которые, кажется, вибрируют в специально созданном световом пространстве.




Моря и лица


"Вид Сент-Мари-де-ла-Мер», «Оливковая роща», «Сборщики оливок» и «Зеленый виноградник»...

Впервые Ван Гог погрузился в написание пейзажей маслом в Провансе, и это стало для него настоящим откровением.
Винсент Ван Гог. Сбор урожая оливок
Сбор урожая оливок
Винсент Ван Гог
Декабрь 1889, 73×92 см

"У Средиземного моря - цвет скумбрии, изменчивый, я имею в виду, так, что вы и не знаете, зеленый это или фиолетовый, вы даже не можете сказать, что это синий, потому что в следующий момент вода принимает розовый или серый оттенок».

Кроме того, на выставке экспонируются портреты, о которых в 1890 году сам художник написал "… лица, которые можно рассматривать в течение долгого времени, и, что вероятно, можно будет на них оглянулся с тоской и сто лет спустя."

Выставка состоит из 6 секций («Человек и Земля», «Жизнь в поле», «Современный портрет», «Натюрморты», «Письма», «Цвет и жизнь»). Экспозиция открывается автопортретом, позволяющим, что называется, увидеть художника в лицо. Его Ван Гог писал, глядя в зеркало.


Старик Рулен


Ван Гог видел смысл жизни и суть вещей в повседневной жизни и окружении. В Арле его друзьями было семейство сельского почтальона Жозефа Рулена, а еще – чуть ли не единственная возможность портретировать. «Папаша Рулен» впоследствии каждый день посещал художника в психиатрической клинике и пел ему Марсельезу. Ему автор посвятил целую серию картин и рисунков.
Винсент Ван Гог. Портрет Жозефа Рулена (вариант)
Портрет Жозефа Рулена (вариант)
Винсент Ван Гог
Апрель 1889, 65×54 см

Винсент писал своему любимому адресату, брату Тео: «Мы должны стареть благодаря упорному труду, вот почему мы впадаем в депрессию, когда все не гладко.»




Работы Ван Гога, в большинстве своем, оставались непризнанными из-за его оригинальной манеры и стиля. В продолжение выставки, в декабре итальянский фонд Cineteca презентует серию фильмов «Ван Гог. Человек и земля» ( Van Gogh. L’uomo e la terra).