На протяжении десятилетий эта частная коллекция оставалась тайной. Теперь бизнесмен из Бремена Карл Шюнеманн пожертвовал своё бесценное собрание работ старых мастеров картинной галерее родного города. Ядро подборки состоит из 32 картин художников Золотого века Голландии. Кроме того, здесь есть панель «Тосканская Мадонна» примерно 1400 года и панорама Венеции кисти живописца XVIII столетия Микеле Мариески.

Это самый значительный подарок, который художественная галерея в Бремене получила с момента своего основания в 1823 году, а сам даритель встал в один ряд с великими покровителями искусства.



Якоб Лукас Охтервельт. Серенада
Серенада
Якоб Лукас Охтервельт
1669, 51.5×40.5 см
Карл Шюнеманн происходит из известной издательской семьи Бремена. Он уже пятый из рода управляющих издательской компанией Bremen Carl Ed. Schünemann KG, которая выпускает уважаемую газету и книги – в том числе художественную историческую литературу о голландской живописи XVII века. За последние полвека бизнесмен собрал впечатляющую коллекцию, совершенно неизвестную широкой публике. Лишь в редких случаях принадлежащие ему работы появлялись на выставках. Так, сейчас «Серенаду» Якоба Охтервельта можно увидеть на выставке «Вермеер и мастера жанровой живописи», которая в феврале – мае демонстрировалась в Лувре, сейчас проходит в Национальной галерее Ирландии в Дублине, а затем отправится в Национальную галерею искусств в Вашингтоне.

Слева: Якоб Охтервельт, «Серенада» (1669). Художественный музей Бремена

В коллекцию, переданную Кунстхалле в Бремене, входят натюрморты, жанровые сцены, пейзажи и марины. Они заполнят пробелы музейного собрания, в частности, в цветочных натюрмортах и жанровой живописи. Многие произведения уникальны. Среди них – единственная подписанная картина Иеронима Свертса и единственный натюрморт, созданный жанристом Виллемом ван Одекеркеном.

Кроме того, в собрании есть редкие мотивы, такие как «Натюрморт с табаком» Губерта ван Равестейна, где изображён пакет табака с напечатанным силуэтом курящего человека. А утончённые фигуристы Адама ван Брина, созданные в 1611 году, являются ранним примером голландского пейзажного искусства и аналогичны «Деревенскому пейзажу» (1622) Яна ван Гойена. Зимние ландшафты, лунное полотно Арта ван дер Нера и дюны на побережье можно обнаружить наряду с традиционным нидерландским речным пейзажем с коровами и ветряной мельницей, написанным в 1667 году Саломоном ван Рёйсдалом (см. главную иллюстрацию материала).
Пейзаж нидерландского художника XVII века Франца де Хюльста, принадлежавший Карлу Шюнеманну до 1984 года 


Девять морских пейзажей иллюстрируют развитие этого жанра в Голландии XVII века. Это ранние работы Корнелиса Класа ван Вирингена, Корнелиса Врома (Фрома) и Корнелиса Вербеека. Кисти последнего принадлежит миниатюра на медной пластине с тщательно выписанными кораблями на гребне волны, вызванной внезапным появлением гигантской рыбы. Противоположность этому сюжету – спокойная марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше с ровной водной поверхностью на картине Виллема ван де Вельде Младшего, написанной в 1691 году.

Весной 2018 года коллекция Шюнеманна будет представлена на выставке «Мореходство, катание на коньках, курение. Голландская живопись Золотого века». Она пройдёт с 7 апреля по 19 августа.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам artdaily.com