Эжен Делакруа был одним из гигантов французской живописи, но его последняя полная ретроспектива в Париже проходила в 1963 году и была приурочена к столетию смерти художника. Ныне Лувр в сотрудничестве с Метрополитен-музеем в Нью-Йорке проводит историческую выставку «Делакруа (1798 – 1863)», которой отдаёт дань карьере мастера. В экспозицию вошли около 180 работ, в основном полотен, – от первых хитов молодого художника в Салонах 1820-х годов до его последних, менее известных и загадочных религиозных сцен и пейзажей.

Выставка демонстрирует напряжение, характерное для творчества Делакруа. Он стремился к индивидуальности, следуя по стопам фламандских и венецианских мастеров XVI и XVII веков. Ретроспектива призвана ответить на вопросы, которые подняла длительная, плодотворная и многогранная карьера французского живописца. Перед посетителями предстаёт привлекательный человек – виртуозный писатель, художник и иллюстратор, который был любопытен, критичен, чувствителен к славе и предан своей работе.

Шедевры для экспозиции прислали музеи из Лилля, Бордо, Нанси, Монпелье и других французских городов, а также галереи из США, Великобритании, Германии, Канады, Бельгии и Венгрии.
Эжен Делакруа. Алжирские женщины
Алжирские женщины
Эжен Делакруа
1834, 180×229 см
Эжен Делакруа. Автопортрет в зеленом жилете
Автопортрет в зеленом жилете
Эжен Делакруа
1837, 65×54 см

Зрители многое могут узнать о карьере Эжена Делакруа. Она растянулась на сорок с небольшим лет – с 1821 по 1863 год, – но большинство самых известных картин вышли из-под кисти мастера в течение первого десятилетия. То, что происходило в следующие тридцать лет, сложно классифицировать, поскольку творчество живописца нельзя ограничить одним художественным движением. Хотя Делакруа часто называют предшественником колористов периода модерна, то, что он делал, не всегда можно втиснуть в формалистическую интерпретацию искусства XIX века.

Слева: Эжен Делакруа, «Автопортрет» (1837). Лувр, Париж

«Эжен Делакруа всей своей жизнью, историей своих побед и провалов, давал надежду молодым, дерзким художникам. Глядя на него, каждый из них верил, что в живописи можно обрести настоящую свободу. Он получил золотую медаль Салона за первую же картину, представленную на суд зрителей, а за третью – на несколько лет впал в немилость. Он девять раз подавал заявку, чтобы занять место среди академиков, вершащих судьбы французского искусства. Он получил ленточку Почётного легиона в 33 года и был избран в городской совет Парижа в 53. А сейчас в Лувре есть целый зал, посвящённый только одному художнику, – зал Делакруа. Художник пережил семь политических режимов, которые друг за другом швыряли Францию из одной крайности в другую. Но при всех королях и республиках государство сразу же покупало его новую картину», – более подробную биографию живописца читайте тут.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ
Свобода, ведущая народ
Эжен Делакруа
1830, 260×325 см

Выставка разбита на три секции, представляющих основные периоды длительной карьеры Делакруа и подчёркивающих те движущие силы, которые могли вдохновить и направить её. В первом разделе внимание сосредоточено на триумфе начального десятилетия, разрыве художника с неоклассицизмом и его новом интересе к выразительным и повествовательным возможностям красок.

Во второй части рассказывается о том, как фрески в общественных местах, которые были основными произведениями Делакруа в 1835 – 1855 годах, влияли на его станковую живопись с её видимым напряжением между монументальным и декоративным. Наконец, третий раздел демонстрирует, как в более поздние годы в творчестве художника преобладали интерес к пейзажной живописи и попытки извлечь квинтэссенцию из визуальных воспоминаний.


Эти ключи к интерпретации предполагают новую классификацию, выходящую за рамки простого распределения по жанрам и за границы классически-романтического стиля. Они указывают, что живопись Делакруа резонировала с крупными художественными движениями того времени, конечно, с романтизмом, но и с реализмом, эклектикой и различными формами историзма.

Главный музей Франции владеет крупнейшей в мире коллекцией картин Делакруа. Хотя большинство из них демонстрируются на ретроспективной выставке в зале Наполеона, некоторые остались на постоянных местах. В частности, это «Король Иоанн II Добрый в битве при Пуатье 19 сентября 1356 года»«Портрет Фредерика Шопена» и одна из поздних версий «Медеи, собирающейся убить своих детей».
Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала I (1827)
Смерть Сарданапала I (1827)
Эжен Делакруа
1827, 392×496 см

Из-за крупных размеров не получилось перенести в зал Наполеона два крупнейших полотна из коллекции Лувра – «Смерть Сарданапала» и «Взятие крестоносцами Константинополя». Поэтому они остались на своём постоянном месте в зале Мольен. На время выставки к ним присоединилось недавно восстановленная сцена «Христос в Гефсиманском саду» из трансепты церкви Сен-Поль-Сен-Луи в Париже. У посетителей музея есть уникальная возможность увидеть рядом первую религиозную картину, заказанную молодому Делакруа, и «Смерть Сарданапала» – два произведения, которые были выставлены в парижском Салоне 1827 – 1828 годов.
Эжен Делакруа. Христос в Гефсиманском саду
Христос в Гефсиманском саду
Эжен Делакруа
1827, 294×362 см

Лувр также может похвастать одной из лучших декоративных работ Делакруа – «Аполлон Победоносный поражает Питона», написанной в 1851 году на центральной панели потолка в Галерее Аполлона. Зал спроектировал в 1660-х годах Шарль Лебрен.

Ретроспектива «Эжен Делакруа» в парижском Лувре продлится до 23 июля.
Эжен Делакруа. Триумф Аполлона (Эскиз к росписи "Аполлон поражает Пифона", Лувр, Париж)
Триумф Аполлона (Эскиз к росписи "Аполлон поражает Пифона", Лувр, Париж)
Эжен Делакруа
1850, 110×99.5 см

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам интернет-издания Artdaily. Фото: AFP, The Guardian, Hindustan Times