Термин «гомосексуальность» возник в конце XIX века, когда Музей Прадо в Мадриде практически закончил собирать крупнейшую в Испании коллекцию произведений искусства. Новый маршрут «Взгляд другого. Пространство различия» предлагает оценить экспонаты с точки зрения однополых отношений и нестандартной сексуальной идентичности. Выборка из 30-ти работ включает античные статуи, полотна Караваджо, Рубенса, Гойи и других знаменитых мастеров.

Выставка демонстрирует, как гомосексуальность проявлялась не только в конкретных картинах и скульптурах, но и в жизни художников и их покровителей.



Лоуренс Альма-Тадема. Сиеста
Сиеста
Лоуренс Альма-Тадема
1868, 130×369 см
Питер Пауль Рубенс. Похищение Ганимеда
Похищение Ганимеда
Питер Пауль Рубенс
1611

По словам одного из кураторов учреждения Карлоса Наварро, художники прибегали к мифологическим и библейским эпизодам, чтобы отобразить гомосексуальность в своих произведениях, но при этом обойти цензуру. Первоначально такое искусство находилось в недоступных для публики королевских палатах, таких как Башня Парада – охотничий павильон, построенный королём Филиппом IV на окраине Мадрида. Одним из шедевров там было «Похищение Ганимеда» (1636) Питера Пауля Рубенса, где художник изобразил юношу и колчан стрел в положении, предполагающем анальное проникновение.

«Такие темы не обсуждались искусствоведами до недавнего времени», – добавил эксперт.

По легенде, Юпитер был настолько покорён красотой Ганимеда, что превратился в орла, чтобы отнести того на Олимп и сделать виночерпием. Рубенс изобразил эпизод из «Метаморфоз» Овидия, когда орёл схватил молодого пастуха и поднял в воздух. Молния, мелькающая среди облаков, символизирует божественную силу и неистовство. Вертикальный формат работы указывает на то, что она предназначалась для размещения между двумя окнами.

Слева: Питер Пауль Рубенс, «Похищение Ганимеда» (1636). Музей Прадо, Мадрид

Часть экспонатов отражает гонения, которым на протяжении веков подвергались художники за свою идентичность или их работы – за тематику, выходящую за рамки морали того времени. Так, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и Микеланджело де Караваджо пришлось отвечать в суде по обвинению в содомии, которая тогда считалась тяжелейшим преступлением. При этом против живописцев свидетельствовали их же коллеги.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Давид с головой Голиафа
Давид с головой Голиафа
Микеланджело Меризи де Караваджо
1600, 110.4×91.3 см

По одной из версий, первым владельцем «Давида с головой Голиафа» (ок. 1600) Караваджо был испанский придворный Хуан де Тассис-и-Перальта, граф Вильямедьяна. Он сам находился под наблюдением Инквизиции по подозрению в пристрастии к своему полу. «Создаётся особый «треугольник отношений» между работой, её автором и коллекционером», – подчёркивает Карлос Наварро.
Гвидо Рени. Святой Себастьян
Святой Себастьян
Гвидо Рени
1619, 170×133 см

«Святые Себастьяны», написанные художником барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
Гвидо Рени, известны своей открытой эротичностью. Вариант, который находится в Генуе, в наше время приобрёл особую известность благодаря автобиографическому роману «Исповедь маски» Юкио Мисимы, где со взгляда на репродукцию картины начинается путь сексуального самопознания автора. В какой-то момент, вероятно в XVIII веке, картина из Музея Прадо была признана «слишком откровенной». И набедренная повязка святого, которая соскользнула слишком низко к паху, была «приподнята» так, чтобы прикрыть правое бедро и низ живота. Скорее всего, сделать это приказала королева Изабелла Фарнезе (Елизавета Пармская), вторая жена Филиппа V – активного коллекционера и первого известного владельца картины. Это «добавление» остаётся на холсте и по сей день.

Слева: Гвидо Рени, «Святой Себастьян» (1619). Музей Прадо, Мадрид

В экспозиции есть произведения, связанные с гендерной идентификацией и транссексуальностью. Главные экспонаты здесь – «Бригида дель Рио, бородатая леди Пеньяранды» (1590) Хуана Санчеса Котана и «Магдалена Вентура с мужем и сыном» (1631) Хосе де Риберы. Они отражают псевдонаучный и болезненный интерес к природным аномалиям и отклонениям. Бородатые женщины ассоциировались в коллективном воображении с похотью и дьявольством.

1.1. Хуан Санчес Котан, «Бригида дель Рио, бородатая леди Пеньяранды» (1590). Музей Прадо, Мадрид
1.2. Хосе де Рибера, «Магдалена Вентура с мужем и сыном» (1631). На хранении в Музее Прадо

Картина Риберы «Магдалена Вентура с мужем и сыном» появляется в сериале Паоло Соррентино "Молодой Папа". Зачем там она и другие произведения искусства - рассказываем в этом материале. Подробности о картине и изображенной на ней женщине читайте здесь.


Роза Бонёр. Эль Сид
Эль Сид
Роза Бонёр
1879, 95×76 см
В коллекции Прадо очень мало произведений женщин-художников, но для плаката этого показа кураторы выбрали львиную морду, написанную Розой Бонёр в 1879 году. Чтобы изображать лошадей и коров на скотных фермах, где присутствие женщин не приветствовалось, она получила специальное разрешение от французской полиции на ношение мужской одежды. Известно о двух продолжительных романтических отношениях Розы Бонёр с женщинами. 

«Обычно, когда вы думаете о художниках-женщинах XIX века, представляете изображения котят, но Бонёр была совсем другой», – сказал Карлос Наварро. Лев, который «позировал» для этого поразительно реалистичного образа, был обнаружен и захоронен в одном из залов на нижнем этаже музея.

Слева: Роза Бонёр, «Эль Сид» (1879). Музей Прадо, Мадрид

«Прадо посещают зрители из стран, которые не всегда понимают, что является нормой, стран, которые действительно принадлежат к третьему миру с точки зрения прав человека», – сказал представитель правительства Мадрида Хайме де лос Сантос.

«Эта выставка, вероятно, должна была быть организована ещё 10 лет назад, но сделать это никогда не поздно», – добавил Мигель Фаломир, директор Прадо. В ответ на критику консервативной части испанского общества он ответил: «К счастью, страна изменилась».
Сандро Боттичелли. Сцена из «Новеллы о Настаджо дельи Онести» I
Сцена из «Новеллы о Настаджо дельи Онести» I
Сандро Боттичелли
1483, 83×138 см

Смотрите также в нашем разделе «Выставки»: Британское искусство ЛГБТ 1861-1967



Показ «Взгляд другого. Пространство различия» в Музее Прадо продлится до 9 октября 2017 года. Кураторы не стали собирать экспонаты в отдельных залах, а лишь проложили тематические маршруты между местами их обычного размещения.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Музея Прадо и газеты The New York Times. Главная иллюстрация: фрагмент скульптурной группы Сан-Ильдефонсо ("Орест и Пилад")