Четыре великолепные выставки на любой вкус предлагают ценителям искусства три ведущих музея Вены нынешней осенью. В австрийской столице можно будет увидеть редко демонстрируемые рисунки Рафаэля и Питера Брейгеля Старшего, работы экспрессиониста Антона Колига, а также около 70-ти полотен в крупной ретроспективе Питера Пауля Рубенса.

Все эти экспозиции или уже работают, или откроются в самое ближайшее время.




«Рафаэль». Галерея Альбертина


Выставка, которая начнёт принимать посетителей в галерее Альбертина 29 сентября, уникальна. Её главная ценность – около 130 рисунков Рафаэля, которые за 500 лет стали настолько хрупки и чувствительны к свету, что крайне редко появляются на публике. Эти графические шедевры, а также семнадцать живописных полотен дают представление обо всех важных проектах художника – начиная с его раннего умбрийского периода (до 1504 года) и краткого пребывания во Флоренции (1504 / 1505 – 1508 годы), заканчивая жизнью в Риме (1508 / 1509 – 1520 годы).

1.1. Рафаэль Санти, «Портрет Биндо Альтовити» (1515). Национальная галерея искусств, Вашингтон
1.2. Рафаэль Санти, «Этюд к картине «Преображение». Головы и руки апостолов» (1520). Музей Ашмола

Выставка прибывает в столицу Австрии из Музея Ашмола (Оксфорд), который предоставил 50 работ из собственного крупнейшего в мире собрания рисунков. Ещё 25 экспонатов принадлежат самой галерее Альбертина, а остальные арендованы у Королевской коллекции в Лондоне, Британского музея и галереи Уффици во Флоренции. Кроме того, один частный американский коллекционер одолжил «Голову музы» (другое название - «Портрет молодой женщины. Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше для музы Полигимнии фрески „Парнас“ дворца понтифика в Ватикане»). Набросок установил мировой аукционный рекорд для работ Рафаэля в 2009 году, когда был продан на торгах Christie’s за почти 30 млн фунтов стерлингов.
Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины. Этюд для музы Полигимнии фрески "Парнас" дворца понтифика в Ватикане
Портрет молодой женщины. Этюд для музы Полигимнии фрески "Парнас" дворца понтифика в Ватикане
Рафаэль Санти
1511, 30.4×22.2 см

Выставка будет работать до 7 января 2018 года.



«Брейгель. Набросок мира». Галерея Альбертина


Параллельно в той же галерее Альбертина можно увидеть редчайшие работы на бумаге Питера Брейгеля Старшего – основателя династии и самого значительного голландского художника XVI века. Его рисунки, созданные в эпоху политических, социальных и религиозных преобразований, отражают сложный и живописный мир. Брейгель размышляет о социальных реалиях с юмором и проницательной критикой, противопоставляя трагедию и величие бытия ничтожности и слабости человека.

1.1. Питер Брейгель Старший, «Лето» (1568). Картинная галерея в Гамбурге
1.2. Питер Брейгель Старший, «Весна» (1568). Галерея Альбертина, Вена

Кураторы галереи решили сравнить творения Брейгеля с шедеврами его предшественников, таких как Иероним Босх и Альбрехт Дюрер. Кроме того, впервые за многие годы на выставке воссоединились два поздних рисунка Брейгеля — «Весна» и «Лето», созданные по мотивам средневековых часословов.
Питер Брейгель Старший. Большая рыба поедает маленькую рыбёшку
Большая рыба поедает маленькую рыбёшку
Питер Брейгель Старший
1556, 21.6×30.7 см

Подробнее о выставке «Брейгель. Набросок мира» читайте в нашем отдельном материале. Экспозиция закроется 3 декабря 2017 года.



«Антон Колиг». Музей Леопольда


Антон Колиг. Сидящий юноша (На утро)
Сидящий юноша (На утро)
Антон Колиг
1919, 152×93.1 см
Антон Колиг (1886 – 1950) – выдающийся австрийский художник первой половины XX века. Это один из самых ярких экспрессионистов, представителей динамичной фигуративной живописи, характерной для того времени. Его работы отличаются энергичным мастерским исполнением и яркими светящимися цветами. Основные темы картин Колига – портреты и фигуральные аллегории.

Экспозиция в Музее Леопольда стала первой всесторонней ретроспективой художника в австрийской столице за последние более чем полвека. Этот институт – лучшее место для её проведения, ведь там представлена самая полная коллекция произведений Антона Колига, более двадцати картин. Всего же в залах собрано около 60-ти полотен и 50 работ на бумаге.

Выставка «Антон Колиг» в Музее Леопольда продлится до 8 января 2018 года.

Слева: Антон Колиг, «Обнажённый юноша (На утро)», 1919. Коллекция Музея Леопольда, Вена

«Рубенс. Сила трансформации». Музей истории искусств


Для этого показа кураторы одолжили около семидесяти экспонатов у ведущих мировых коллекций, таких как Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей Прадо в Мадриде и Национальная галерея искусств в Вашингтоне. Выставленные вместе, они дают представление о творческом процессе Питера Пауля Рубенса, о том, как создал свои яркие, тщательно продуманные произведения.
Питер Пауль Рубенс. Христос в терновом венце ("Се человек")
Христос в терновом венце ("Се человек")
Питер Пауль Рубенс
1612, 125.7×96.5 см

Читайте также материалы по теме: Портрет герцога Бекингема кисти Рубенса, считавшийся утраченным на протяжении 400 лет, нашли в Шотландии
Говорит и показывает: 15 цитат Рубенса о политике, экономике, устройстве мира, войны и человека




Выставка «Сила трансформации» фокусируется на самом увлекательном аспекте карьеры Рубенса – его критическом анализе и использовании внешних источников и идей. С помощью отобранных работ выставка иллюстрирует, как Рубенс вдохновлялся другими художниками – как современниками, так и мастерами Возрождения – и как вёл творческий диалог с древней и ренессансной скульптурой.

На ретроспективу Питера Пауля Рубенса в Музее истории искусств можно будет попасть с 17 октября 2017-го по 21 января 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официальных сайтов перечисленных музеев