Многолетняя работа киностудии «Союзмультфильм» над полнометражным мультипликационным фильмом по мотивам сказок Э. Т. А. Гофмана наконец-то закончена, предпремьерный показ состоялся в рамках 68-го Берлинского кинофестиваля. Событие сопровождала выставка кукол – персонажей «Гофманиады», изготовленных по эскизам Михаила Шемякина.

Работа над мультфильмом продолжалась с 2001 по 2017 год. Изначально руководство «Союзмультфильма» в лице Акопа Киракосяна пригласило для участия в проекте известного почитателя и ценителя творчества Гофмана, художника и скульптора Михаила Шемякина. Так началась работа над самым крупным проектом киностудии со времен распада СССР.



Сценарий мультфильма продолжительностью в 72 минуты написан по мотивам сказок Гофмана - «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Принцесса Брамбилла». Главным героем стал сам Эрнст Теодор Амадей Гофман, который в обычной жизни работал государственным служащим. Для того, чтобы прописать общую линию главного героя, были использованы письма и дневники самого Гофмана.
Здесь и ниже - кадры из мультфильма «Гофманиада», производство киностудия «Союзмультфильм».
Источник фото: regnum.ru


В окончательной версии мультфильма «Гофманиада» участвует более 150 кукольных героев, созданных по эскизам художника Михаила Шемякина. Увлечение мастера произведениями Гофмана давнее, а в творческом аспекте эта любовь впервые была реализована в 2001 году, когда Шемякин поставил в Мариинском театре балет «Щелкунчик» на основе либретто Мариуса Петипа. Постановка на музыку Чайковского объединила гротеск и волшебство сказки, одновременно сделав повествование более взрослым. Балет Михаила Шемякина был отмечен высокими международными наградами, призами и театральными премиями.

1.1. Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крысенок в головке сыра. 2000
1.2. Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Мухолов. 2000

Четыре года спустя была реализована новая постановка «Волшебный орех», созданная по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Для этого спектакля Шемякин создал не только оформление, но и либретто, в основе которого - превращение племянника Дроссельмейера, расколдовавшего принцессу Пирлипат, в Щелкунчика. Таким образом, идейно оба балета образовали единый рассказ, своего рода дилогию - «Гофманиану Шемякина».
Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысы-испанцы. 2002. Бумага, тушь, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше

Фарфоровый сервиз «Крысята-воришки». Художник Михаил Шемякин.
Императорский фарфоровый завод. Фото: almaty.satu.kz


Но вернемся к истории мультфильма. Первые 20 минут «Гофманиады» были показаны еще осенью 2006 года; в них было задействовано 22 куклы, каждую из которых создавали не менее месяца. Работа продолжилась два года спустя. Эскизы, созданные Михаилом Шемякиным, переводили в скульптурное изображение, которое затем передавали в кукольный цех. Для каждого персонажа изготовили несколько голов с разными выражениями лица, а также кукол-дублеров. Материалом стал специальный композитный состав - жесткий, и при этом пластичный. Как отмечал тогда режиссер фильма Станислав Соколов, «творческий диапазон, который есть у художника Шемякина, здесь попадает в точку, его образы соединяются идеально. Этот фильм прочитается на нескольких уровнях – он глубокий в своей второй прослойке, но в то же время зрелищный».

Режиссер Станислав Соколов (слава) и художник Михаил Шемякин работают над характеристикой персонажей будущего мультфильма. Некоторые куклы были созданы по эскизам персонажей, разработанных Шемякиным для балета "Щелкунчик".


Фото: личный архив Станислава Соколова. Источник фото: regnum.ru

В 2015 году между режиссером и художником «Гофманиады» пробежал, условно говоря, «крошка Цахес». Михаил Шемякин после полутора десятков лет решил отозвать свое авторство из проекта. Как заявил художник, и режиссура, и музыка, и озвучивание в проекте «не дотягивают до современного уровня». Исключение составляют лишь участники проекта, приглашенные самим мастером (Слава Полунин и Владимир Кошевой). В итоге за Шемякиным осталось авторство кукол, выполненных им для мультфильма.
Художник-мультипликатор Катя Рыкова. Фото: личный архив С.Соколова. Источник фото: regnum.ru


22 февраля 2018 года «Гофманиада» была показана в Российском Доме науки и культуры в Берлине, где также открылась уникальная двухдневная выставка кукол – персонажей «Гофманиады», изготовленных на киностудии «Союзмультфильм» по эскизам  Михаила Шемякина. Всего в экспозиции было представлено 35 кукол, 7 эскизов и 19 элементов декораций. 
Здесь и ниже - фото с выставки, посвященной премьере мультфильма «Гофманиада», прошедшей в берлинском Российском доме науки и культуры.
Источник фото: russisches-haus.de


Как отметила по итогам Берлинале коммерческий директор «Союзмультфильма» Мария Смирнова, публика тепло приняла  фильм, также он вызвал интерес у международных дистрибьюторов. Премьера "Гофмадиады" на российских широких экранах предварительно назначена на осень 2018 года.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Титульная иллюстрация: кадр из мультфильма "Гофманиада". Источник фото: media-news.ru