Символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их.

Чтобы понять суть стиля, нужно вспомнить какого-нибудь известного выдуманного персонажа – например, Бабая. Все знают, кто это, и у всех он ассоциируется с детскими страхами. Это персонаж, который существует в коллективной памяти и вызывает конкретный набор эмоций. Картины символистов полностью сотканы из таких образов, взывающих к подсознанию.
Поль Гоген. Желтый Христос
Желтый Христос
Поль Гоген
1889, 92.1×73.3 см

Знаки, знаки, знаки...


Возьмем, к примеру, классическую работу – «Желтый Иисус» Поля Гогена, которая является ключом к пониманию символизма. Пока Иисус, эталон жертвенности, страдает на кресте, три крестьянки, как ни в чем не бывало, работают в поле. Жертва ради человечества остается незамеченной.
В этой картине есть понятные всем символы, иносказательность и таинственность, к которой так стремятся приверженцы данного стиля. Религиозные символы им тоже не чужды.
Набор типичных образов: жизнь и смерть, ангелы и демоны, грустные клоуны и другие подобные герои. Часто у персонажей картин большие, тоскливые, задумчивые глаза. Каждый символ выражает идеи, к которым человек приходит интуитивно, подсознательно. Цветовая гамма и техника не важны, главное – символика.
К примеру, «Раненый ангел» финского художника Хуго Симберга символизирует обиженные надежды и потерю детской наивности. Эта картина – визитная карточка северного символизма.

Важно не спутать



Во многом символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше пересекается с модерном. Принципиальное отличие – модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
это декоративно-прикладной стиль с четкими правилами и чертами, символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше – понятие широкое. Если в модерне главное увидеть, то в символизме – почувствовать. В нем больше метафор, иносказательности.
По большому счету, стиль формировался на протяжении всей истории человечества, ведь символика была всегда. Например, нимб на иконах – символ святости, голубь – межнациональный символом мира.
Символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше – это всегда таинственность, желание ответить на вечные вопросы. Как сказал Лев Троцкий, это «желание забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Известные художники-символисты


Поль Гоген, Михаил Врубель, Фернан Кнопф, Жан Дельвиль, Хуго Симберг.
Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь
Царевна-Лебедь
Михаил Александрович Врубель
1900, 142.5×93 см
Знаковые полотна символизма
- Михаил Врубель – «Царевна-лебедь» (1900) – написана на основе образа из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету произведения Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела жена художника, она же позировала для картины.

- Поль Гоген «Желтый Христос» (1899) Наряду с «Зеленым Христосом» Гогена, считается одной из ключевых работ в символизме.

- Хуго Симберг – «Раненый ангел» (1903). Работа финского художника является визитной карточкой северного символизма и часто используется для иллюстрирования книг, плакатов, дизайна.

Вы – эксперт, если:


Склонны относить картину Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» скорее к модерну, чем к символизму. В ней есть витиеватость, декоративность, но нет символов, которые понятны каждому.

Вы – профан, если:


Не видите разницы между символизмом и сюрреализмом. Сюрреализм×
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
читать дальше
искажает действительность, в нем нет логики, а работы символистов выглядят достаточно реалистично – просто они из другой, потусторонней реальности. Они выглядят так, будто кто-то открыл дверь между миром грез и повседневностью.

Несимволичные суммы


- По данным разных экспертов, «Желтый Христос» Поля Гогена оценивается в 17-25 млн. долларов. Картина хранится в галерее Олбрайта-Нокса (город Буффало, штат Нью-Йорк).
- Работа Сергея Судейкина «Грузинское кабаре, Тифлис» (1919 год), в 2005 году была продана на Sotheby’s почти за 300 тысяч долларов. Судейкин – член «Голубой розы»: объединения русских символистов. Их первая выставка, «Алая роза», прошла в 1904 году в Саратове. Спустя три года они объединились в «Голубую розу». Выбирая название, художники опирались на произведение «Голубой цветок» — символ недостижимого идеала, который использовал немецкий писатель Новалис.
Вот так история!
Существует французская настольная игра «Диксит» на воображение. Иллюстрации к ней создала художница Мари Кардуа, и все они достаточно символичны. Эта игра – отличный тренинг для понимания данного стиля.