В необычном ракурсе представили творчество величайшего британского пейзажиста XIX века Уильяма Тёрнера кураторы музея «Коллекция Фрика». В центре выставки «Современные и старинные порты Тёрнера: путешествие во времени» – две картины, сто лет не покидавшие стены галереи. В дополнение к ним из Лондона прибыл незаконченный холст с изображением гавани в Бресте. Новейшие исследования показывают, что эти три произведения задумывались как единая серия.

Помимо этого трио в залах музея представлены 35 работ маслом и акварелью с изображением городов Англии, Франции и Германии начала позапрошлого столетия, а также воображаемых гаваней древнего мира.



Три главные картины выставки «Современные и старинные порты Тёрнера: путешествие во времени» в зале "Коллекции Фрика". Фото: Michael Bodycomb 


Два монументальных полотна – «Порт Дьеп. Перешвартовка» (1825) и «Кёльн, прибытие пакетбота. Вечер» (1826) – приобрёл более ста лет назад основатель музея Генри Клэй Фрик. С тех пор они ни разу не покидали галерею и никогда не были центром выставок, несмотря на то, что отмечают переломные моменты в карьере художника. Теперь же кураторы объединили эти два шедевра с неоконченной картиной «Гавань Бреста: причальная стена и замок» (1828), которую специально для выставки привезли из Лондона.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Гавань Бреста: причальная стена и замок
Гавань Бреста: причальная стена и замок
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1828, 172.7×223.5 см

Исследование в галерее Тейт показало, что все три полотна были подготовлены одинаково, и на них использовалась одна краска. Это подтвердило то, что картины были задуманы и разработаны в виде серии.


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Древний Рим. Агриппина высаживается на берег с прахом Германика
Древний Рим. Агриппина высаживается на берег с прахом Германика
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1839, 91.4×121.9 см

Середина карьеры Уильяма Тёрнера (1775 – 1851) совпала с рядом судьбоносных событий. После поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году началась новая эра туризма. Ограничения на поездки между Англией и Францией, введённые в 1797 году, были отменены. Английские порты, которые недавно были оборонными форпостами страны, превратились в коммерческие центры и приморские курорты. Тёрнер был неутомимым путешественником. Во время туров по Британским островам, а с 1817 года – на континент, он заполнял альбомы эскизами ландшафтов, архитектурных сооружений, кораблей, людей на работе и на отдыхе.


Фрагмент одного из рисунков Уильяма Тёрнера для картины «Порт Дьеп. Перешвартовка»


Порты, где сочетались сухопутные, морские и городские пейзажи, стали идеальным местом для экспериментов как маслом, так и акварелью. Тёрнер всё больше увлекался световыми и цветовыми эффектами. В 1810-х годах его привлекли новые цвета, только вошедшие в обиход, – хром жёлтый и хром оранжевый. Нанося их вместе с другими светлыми оттенками на холсты, загрунтованные белым, художник создавал яркие работы, которые удивляли и шокировали его современников, привыкших к сдержанной и невыразительной цветовой гамме.

"Безусловным авторитетом и богом в живописи для Тёрнера был Клод Лоррен. Лоррен первый поместил на свои полотна сияющее солнце, главное божество Уильяма Тёрнера. По слухам, когда Тёрнер впервые увидел картины Лоррена, то от полноты чувств разрыдался и заявил, что повторить такое никому не под силу. Тем не менее, именно ему удалось встать в один ряд со своим кумиром и оказаться достойным преемником, воспевающим солнце", - читайте биографию художника на "Артхиве".


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Порт Дьеп. Перешвартовка
Порт Дьеп. Перешвартовка
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1825, 173.7×225.4 см

Картину «Порт Дьеп» Тёрнер написал по итогам двух поездок в 1821 и 1824 годах, опираясь на эскизы, а также память и воображение. Когда полотно было выставлено в Королевской академии, критики и публика сразу заметили, что его золотистая атмосфера не имеет ничего общего с умеренным климатом северной Франции и характерным для него серым небом. 

Один критик написал, что работа стала «образцом... смешения правды и лжи».


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Кёльн, прибытие пакетбота. Вечер
Кёльн, прибытие пакетбота. Вечер
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1826, 168.6×224.1 см

В картине «Кёльн, прибытие пакетбота. Вечер», как и в случае с «Дьепом», Тёрнер сохранил средневековое лицо города, хотя некоторые стены и башни к моменту его посещений уже были снесены. Преувеличенные тона здесь также вызвали нападки критиков. Один из них жаловался на «блеск и вычурность цветов», признавая при этом, что «невозможно закрыть глаза на замечательную технику, лёгкость и великолепие» полотна.



В экспозиции также представлены три картины конца 1820-х – начала 1830-х годов. В них Тёрнер обратился к сценам из классической истории. Это «Регул» (1828), «Древняя Италия: Овидий изгнан из Рима» (1838) и «Древний Рим. Агриппина высаживается на берег с прахом Германика» (1939).
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Регул
Регул
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1828, 124×91 см

«Регул» был написан и выставлен после второй поездки Тёрнера в Италию в 1828 году, а затем переработан и вновь показан в Лондоне в 1837-м. Художник изобразил эпизод из жизни римского генерала III века Марка Атилия Регула, олицетворяющего стоическое достоинство и самопожертвование. В литературе описано, что этот римский полководец был захвачен карфагенянами, которые хотели отправить его в Рим на переговоры. Однако тот отказался, тогда ему отрезали веки и заставили смотреть на солнце, пока он не ослеп, а затем казнили. Тёрнер изобразил своего героя несколькими бледными мазками в правой части холста – его почти невозможно найти. Так художник заставляет зрителя занять место Регула и в поисках протагониста всматриваться в яркий свет на картине.

Автор не только бросает вызов нормам исторической живописи, но и использует классический рассказ, чтобы хитро отреагировать на критику своего творчества, которое описывалось как «ослепляющее» и «почти [вырывающее] глаза».


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Древняя Италия: Овидий изгнан из Рима
Древняя Италия: Овидий изгнан из Рима
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1838, 94.6×125 см

Отдельное место на выставке «Порты Тёрнера» отведено двум дюжинам акварелей тех лет с изображением всех типов портов. В отличие от картин маслом, которые воспринимались неоднозначно, акварели Тёрнера повсеместно хвалили. Многие из них послужили основой для серии гравюр, обеспечившей художнику устойчивый доход и широкое признание как величайшего акварелиста.

Выставка «Современные и старинные порты Тёрнера: путешествие во времени» в «Коллекции Фрика» в Нью-Йорке продлится до 14 мая.



По материалам официального сайта "Коллекции Фрика" и artdaily.com