Неожиданный взгляд на творчество одного самых выдающихся живописцев XIX века предложил Музей Мармоттан-Мане. Выставка «Коро. Художник и его модели» посвящена портретам мастера, который прославился в первую очередь как великолепный пейзажист. Это первая за последние 22 года монографическая экспозиция в Париже с момента купной ретроспективы, прошедшей в 1996 году в Большом дворце.

Подборка из шестидесяти полотен раскрывает зрителю самые интимные, секретные и современные аспекты работ художника.



Камиль Коро. Дама в голубом
Дама в голубом
Камиль Коро

Камиль Коро
 (1796 – 1875) писал не только ландшафты. Героями его картин также были обнажённые модели, римские крестьяне и поглощённые чтением монахи, дети, близкие, мужчины и женщины в модных нарядах. Эдгар Дега особенно ценил эту грань творчества своего коллеги, подчёркивая её современность.

При этом мастер предпочитал держать такие работы в своей мастерской, которую они покидали крайне редко. Лишь очень немногие из них достались друзьям Коро, торговцам и коллекционерам.

Слева: портрет «Дама в голубом» (1874) из коллекции Лувра стал «лицом» выставки «Коро. Художник и его модели»

Природу художник стремился изображать без салонной помпезности, внимательно наблюдая за её изменчивыми состояниями. Цветовая гамма зачастую строилась на тончайших градациях одного цвета. Вслед за Коро его коллеги обратились от «исторического» сюжетного ландшафта, соответствующего академическим правилам, к пейзажу более реалистичному. Особенно живописца ценили последователи Барбизонской школы и импрессионисты, чьё творчество, впрочем, он не принял. Портреты – в основном женские – Коро писал преимущественно во второй половине жизни. Как и в пейзажах, здесь для него главным был не объект, а настроение. Подробнее биографию мастера читайте тут.
Камиль Коро. Итальянка, или Женщина с жёлтым рукавом
Итальянка, или Женщина с жёлтым рукавом
Камиль Коро
1870, 73×59 см
Камиль Коро. Женщина с жемчужиной (Портрет Берты Гольдшмидт)
Женщина с жемчужиной (Портрет Берты Гольдшмидт)
Камиль Коро
1870, 70×55 см
Кураторам выставки «Коро. Художник и его модели» удалось собрать поистине уникальную экспозицию произведений из престижных публичных и частных коллекций в Европе и Соединённых Штатах. Картины предоставили Лувр, Национальная галерея в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная галерея в Вашингтоне, Кунстхалле в Гамбурге, Бельведер в Вене и Фонд Бюрле в Цюрихе. Зрители могут увидеть рядом такие шедевры, как знаменитые «Женщина с жемчужиной» и «Дама в голубом» из собрания Лувра, а также эффектную «Итальянку» из лондонской Национальной галереи, которой некоторое время владел Люсьен Фрейд.

Слева: Камиль Коро, «Женщина с жемчужиной (Портрет Берты Гольдшмидт)» (1868 - 1870). Лувр, Париж

Помимо них в залах музея выставлены другие картины – не менее великолепные, но гораздо реже появляющиеся на публике – например, обнажённые модели.


Камиль Коро. Отдых
Отдых
Камиль Коро
1870, 57.8×101.6 см

Часть экспозиции посвящена портретам членов семьи жвописца и картинам, раскрывающим секреты его мастерской. Среди последних – изображения некоторых самых известных моделей того времени, например, Эммы Добиньи. Некоторые из них позировали также для Эдуара Мане и Эдгара Дега. Сам Камиль Коро, как и его современник Эжен Делакруа, принадлежал к поколению, предшествовавшему «новым живописцам», к которым принадлежали Дега и Мане. Именно с таких картин – а не с пейзажей – приблизительно в 1850-60-х годах началась его полемика с ними, о чём свидетельствует «Дама в голубом».

1.1. Камиль Коро, «Прерванное чтение» (ок. 1870). Институт искусств, Чикаго
1.2. Камиль Коро, «Молодая гречанка у фонтана» (ок. 1870). Лувр, Париж

Экспозиция подчёркивает ту важную роль, которую играют модели Коро в возникновении модернизма, – с особым акцентом на определённой форме реализма и роли натурщиков. Она также демонстрирует разнообразие и универсальность работ, созданных в этой области. Так, вариации на тему итальянских или греческих женщин, дам за чтением или у фонтанов вовлеают зрителей в своеобразную меланхолическую поэтическую вселенную. Но мало кто знает сегодня, что Коро выполнил ряд великолепных и захватывающих ню, отчасти граничащих с сюрреализмом. К ним относится, например, «Вакханка с пантерой» из Музея Шелбёрна.
Камиль Коро. Вакханка с панерой
Вакханка с панерой
Камиль Коро
1860, 54.6×95.3 см
Камиль Коро. Монах с виолончелью
Монах с виолончелью
Камиль Коро
1874, 51 см

Хотя Коро в основном предпочитал писать женские образы, часть известных работ – в особенности монументальные портреты, написанные в конце жизни, – представлял монахов, занятых чтением или музицированием, и мужчин в доспехах.

Экспозиция подчёркивает момент возникновения реализма из романтизма – период между романтизмом и импрессионизмом – и проливает новый свет на творчество одного из гениев французской изобразительного искусства XIX века, который слишком часто ассоциируется исключительно с пейзажной живописью.

Слева: Камиль Коро, «Монах с виолончелью» (ок. 1874). Кунстхалле, Гамбург

Выставка «Коро. Художник и его модели» в парижском Музее Мармоттан-Моне продлится до 8 июля 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам Artdaily