Первая в России персональная выставка знаменитого немецкого художника пост-авангардной формации Ансельма Кифера откроется 30 мая 2017 года в Государственном Эрмитаже. Экспозиция, организованная совместно с галереей Тадеуса Ропака (Galerie Thaddaeus Ropac, London/ Paris/ Salzburg), станет посвящением Кифера великому русскому поэту Велимиру Хлебникову (1885-1922).

Новый выставочный проект был создан Ансельмом Кифером под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга в 2016 году. Экспозиция «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» развернется в специально оборудованном для этого трехчастном пространстве Николаевского зала Зимнего дворца. Зрители увидят около 30 новых работ, специально созданных для этого проекта.

«Искусство – это нечто сложное, это не развлечение».
Ансельм Кифер



Ансельм Кифер. Дух над водою
Дух над водою
Ансельм Кифер

Одна из центральных для Велимира Хлебникова идея о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет, стала для Кифера основой для размышления на темы войны и мира, мимолетности и конечности всех человеческих чаяний, беспощадности рока. В то же время, выставка"Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову" – это живописная ода печальной красоте ржавеющих кораблей, некогда вселявших страх, а теперь брошенных их создателями на самом краю земли.


Ансельм Кифер. "1770 Чесма 1770-951=819 Норманны во Франции". Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat


Ансельм Кифер известен как художник, склонный к глубокой и многоликой интеллектуальной рефлексии. В своем творчестве он обращается к темам истории, религии, литературы, философии, образам памяти и наследия. Источник вдохновения для Кифера – мировая культура в самом широком ее срезе: немецкая история, религиозная мистика, античная поэзия, месопотамские мифы. Наряду с Георгом Базелицем и Герхардом Рихтером он стал одним из первых художников, в своих работах неприкрыто и смело обратившихся к темам нацизма и Холокоста. 
"...Я сидел в подводной лодке, я склонился над столом-зеркалом. Журчание воды слышалось сверху и с боков. Мы неслись. Однообразные волны серым узором плеска покрывали поверхность зеркала. Но темная черта омрачила море, и на ней были трубы и дым; на корме были люди. Звонок. Звонки. Шум подводного выстрела. Бледное пламя! Мы сказали: Хох! - Мы ложились на дно. Нас обгоняли человеко-похожие предметы. Так, крутясь, падают листья дерева - в голубой сумрак дня, и стучались в окна подводной лодки рукой мертвеца..."
Велимир Хлебников, "Скуфья Скифа". 1916

Ансельм Кифер. "Велимиру Хлебникову. Судьбы народов". Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat



Ансельм Кифер – единственный из живущих художников, чьи работы входят в постоянную коллекцию Лувра. По словам немецкого философа Петера Слотердайка: “У искусства Кифера есть своя особенная пространственность, равнодалекая как от ужасающего, так и от декоративного”, – двух констант современного искусства. Его живописные полотна – широкомасштабные, многослойные, трехмерные – знаменуют возрождение×Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? читать дальше жанра исторической живописи с ключевыми для нее вопросами памяти и культурного мифа. В смелой вангоговской манере, краски на холстах Кифера смешиваются c пылью, землей, глиной, ржавым металлом, соломой, засушенными цветами.

Ансельм Кифер. "Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне". Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat


Любопытный факт: в 1985 году художник купил обветшавшую крышу Кельнского собора. Свинцовые листы стали страницами многочисленных книг, определивших всю киферовскую иконографию. Знакомство с работами Ансельма Кифера требует от зрителя готовности к размышлению, мистическому сопереживанию, погружению в водоворот утонченных идей интеллектуального порядка.
Ансельм Кифер. Морские сражения Велимира Хлебникова
Морские сражения Велимира Хлебникова
Ансельм Кифер

Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» в Государственном Эрмитаже
будет работать с 30 мая по 3 сентября 2017 года.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Подготовлено по материалам Государственного Эрмитажа. Иллюстрации - Государственный Эрмитаж.
Титульная иллюстрация: Ансельм Кифер. "Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов". Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat