Загородная усадьба Питера Пауля Рубенса «Хет Стен» выставлена на продажу в Бельгии. Художник жил там со своей второй женой Еленой Фоурман с 1635 года до самой смерти. Несмотря на подагру, за эти пять лет он создал ряд выдающихся произведений, включая исторические и мифологические сцены, портреты, а также вид самого поместья, который сейчас находится в лондонской Национальной галерее.

Имение, включающее замок на 33 комнаты и территорию в восемь гектаров, имеет статус архитектурного наследия Бельгии.



На сайте агентства Engel & Völkers сказано, что оригинальный маленький замок был построен в 1304 году и принадлежал местному рыцарю. Одни считают, что название Het Steen (steen, нидер. – камень) относится к квадратной каменной башне, которая была частью здания до XVIII века. Другие утверждают, что это было первое каменное строение в регионе.


В XV и XVI веках у замка была стратегическая функция: он позволял герцогству Брабант контролировать близлежащий город Мехелен. За годы маленькая крепость расширилась, к ней добавился подъёмный мост, башня, крепостной ров, луга и другие территории. В 1622 году поместье купил лорд Корбэ, однако вынужден был его продать из-за крупных долгов.


Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с женой Еленой Фоурман и сыном
Автопортрет с женой Еленой Фоурман и сыном
Питер Пауль Рубенс
1639, 203.8×158.1 см

В 1635 году хозяином имения стал всемирно известный художник Питер Пауль Рубенс, который мечтал войти в число аристократов-землевладельцев. Живописцу на тот момент было 58 лет, его супруге – 21 год, и они состояли в браке уже пять лет.

Он полностью перестроил замок в стиле фламандского ренессанса и украсил своим гербом камин в гостиной. С этого момента бывшую крепость стали «замком Рубенса».

Слева: Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Еленой Фоурман и сыном» (1639). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В этом поместье художник создал некоторые из своих самых известных работ, включая «Автопортрет», «Шубку», портрет с супругой и сыном (иллюстрация выше), семейные сцены. Елена Фоурман позировала и для множества персонажей на картинах Рубенса. Сам замок также стал объектом одной из его картин.

Читайте также: Выставка одного портрета, или что скрывается под «Шубкой» Рубенса


Питер Пауль Рубенс. Вид на замок Хет Стен ранним утром
Вид на замок Хет Стен ранним утром
Питер Пауль Рубенс
1636, 131.2×229.2 см

Это осенний вид дома и окружающего пейзажа, залитого резким холодным светом. Восходящее солнце освещает фасад здания и телегу, направляющуюся на рынок. На переднем плане егерь с собакой охотятся на куропаток.


Питер Пауль Рубенс. Вид на замок Хет Стен ранним утром, фрагмент. Замок и телега
Вид на замок Хет Стен ранним утром, фрагмент. Замок и телега
Питер Пауль Рубенс
1636

Композиция увеличивалась в процессе написания, что типично для Рубенса. Окончательная картина состоит из не менее семнадцати панелей, а начинал её художник, вероятнее всего, как небольшой пейзаж на трёх центральных секциях. Живописец страдал от подагры и во время работы над произведением с трудом держал кисть. Но, несмотря на дрожащие руки, создал один из величайших пейзажей XVII века.

В своё время картина «Вид на замок Хет Стен ранним утром» принадлежала сэру Джорджу Бомонту, покровителю Джона Констебла, который наверняка видел работу в коллекции друга и вдохновлялся ею.

Слева: Питер Пауль Рубенс, «Вид на замок Хет Стен ранним утром», фрагмент. Национальная галерея, Лондон

После смерти Рубенса в 1640 году имение перешло Елене Фоурман. В 1792 году замок некоторое время использовался как государственная тюрьма, но в конечном итоге был заброшен. Нынешний владелец постепенно реставрировал здание с 1955 года, а в 2009 году ему присвоили статус памятника архитектуры.



Агентство Engel & Völkers сообщает, что цена усадьбы составляет 4 млн евро (около 5 млн долларов США).


Питер Пауль Рубенс. Избиение младенцев
Избиение младенцев
Питер Пауль Рубенс
1611, 142×182 см

Отметим, что картины самого Рубенса стоят в десятки раз дороже. Рекорд принадлежит масштабному полотну «Избиение младенцев» (ок. 1611 - 1612). В июле 2002 года оно было продано на аукционе Sotheby's за 49,5 млн фунтов стерлингов (76,5 млн долларов) канадскому бизнесмену и коллекционеру Кеннету Томсону. Сначала он передал картину Национальной галерее в Лондоне, а в 2008-м – Художественной галерее Онтарио в Торонто.

В июле 2016 года на торгах Christie's в Лондоне библейская сцена «Лот и его дочери» (ок. 1613 – 1614) ушла за 44,8 млн фунтов стерлингов (58,1 млн долларов). Среди предполагаемых покупателей называли российского олигарха Романа Абрамовича и уроженца Одессы Леонарда Блаватника. Новый владелец предоставил произведение в аренду Метрополитен-музею в Нью-Йорке, где оно было выставлено до сентября 2017 года.
Питер Пауль Рубенс. Лот и его дочери
Лот и его дочери
Питер Пауль Рубенс
1614, 190×225 см

Впрочем, хотя цены на недвижимость в Бельгии относительно ниже, чем в соседних странах, высокие налоги и прочие издержки сводят на нет все краткосрочные выгоды.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта агентства Engel & Völkers, Национальной галереи в Лондоне и ряда других источников. Все фотографии: engelvoelkers.com