20 апреля 2017 года в Третьяковской галерее откроется первая в России масштабная выставка работ итальянского живописца Джорджо де Кирико (1888−1978) - изобретателя "метафизической живописи". На выставке представят произведения живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке "Бал" (1929).

Вниманию зрителей - более 100 произведений художника




Выставка "Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения" - совместный проект Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Fondazione Giorgio e Isa de Chirico). Работы для выставки предоставили Национальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А. С. Пушкина и частная коллекция из Швейцарии. Экспозиция откроет ежегодный фестиваль искусств "Черешневый лес", который с 2001 года ежегодно проводится в России компанией Bosco di Ciliegi. 
Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос, в семье итальянцев. Он обучался рисунку и живописи вначале в Афинах, а затем во Флоренции. Позже, в период своего обучения в Академии изобразительных искусств в Мюнхене между 1906-м и 1909 годами, де Кирико оказался под влиянием таких философов как Ницше, Шопенгауэр и Отто Вейнингер, а также художников Арнольда Бёклина и Макса Клингера. Первые работы, которые называют "метафизическими", художник создал в 1910 г. во Флоренции, куда он переехал с матерью и братом. Также мастера очаровал "квадратный город" Турин, город Ницше, написавшем здесь в 1888 «Так говорил Заратустра». В 1911 году, приехав в Париж, художник сблизился с Пикассо, Дереном и Аполлинером, познакомился с творчеством Брака и Леже. Формальный же отсчет школы "метафизической живописи" ведется с 1917 года: проходя военную службу в тылу, в  Ферраре, де Кирико подружился с художником Карло Карра, вместе с которым и развивал новые идеи, уже имея к тому времени собственный багаж сюжетов, живописной манеры и технических приемов.

Вверху: Джорджо де Кирико . «Автопортрет в черном свитере», 1957. Ниже - примеры ранних работ художника (блок приводится в ознакомительных целях и не является анонсом работ, которые будут представлены на выставке в Москве).




Теоретические труды и картины раннего периода художника впоследствии стали мощным источником вдохновения для сюрреалистов



Выставка в Третьяковской галерее раскроет все грани творчества де Кирико: классическая "метафизическая" и постметафизическая живопись, обращение художника в 1920-х — 1930-х годах к интерпретации античности и мифологических сюжетов, его интерес к живописи старых мастеров.
Зрители увидят многочисленные автопортреты де Кирико, а также совсем ранние картины, свидетельствующие о его увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина (1827-1901). Большинство работ предоставлено Фондом де Кирико (Рим, Италия), основанным в 1986 году; по завещанию вдовы художника, Фонд получил большой корпус поздних его работ.
Джорджо де Кирико. Возвращение Улисса
Возвращение Улисса
Джорджо де Кирико
1968, 59.5×80 см

Художник прожил долго - 90 лет, и сетовал на то, что, живя так долго и оказавшись современником Дали, не именовался гением сюрреализма. "Если бы я умер в 31 год, как Сера, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист — это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!"
Джорджо де Кирико. Метафизический интерьер со статуей в профиль
Метафизический интерьер со статуей в профиль
Джорджо де Кирико
1962, 80×65 см
Джорджо де Кирико — один из самых необычных мастеров XX столетия, творчество которого характеризуется последовательной сменой авангардных движений. И, в отличие от многих современников, последовательно раскрывающих свои идеи и увлечения во времени, он создал уникальную метафизическую вселенную, где работал над множеством идей. Больше работ художника вы найдете в галерее Артхиваи,






Джорджо де Кирико. "Метафизический интерьер со статуей в профиль". 1962

По замыслу кураторов, произведения, вошедшие в экспозицию "Метафизические прозрения", предоставят публике возможность осмыслить влияние Джорджо де Кирико не только на европейских художников, но и на русских - в первую очередь, на Казимира Малевича. Последний не только трансформировал в своих поздних работах некоторые приемы и мотивы живописи итальянского художника, но и настоятельно рекомендовал изучение его творчества своим ученикам.

Читайте также: "Пусть говорят: поклонники и критики Казимира Малевича о его фанатизме, новаторстве и ботинках", "Казимир Малевич и его Love Supreme", "Штрихи к портрету: 9 удивительных историй о Казимире Малевиче" и другие материалы о художнике и его работах от авторов Артхива


Джорджо де Кирико. Метафизический интерьер с головой Меркурия
Метафизический интерьер с головой Меркурия
Джорджо де Кирико
1969, 80×60 см

Де Кирико отличался от других великих художников своего времени. Его стиль был одновременно универсален и ярок, а основными темами работ стали воспоминания, мечты и загадки мира. Этот стилеобразующий одарённый живописец оказал огромное влияние на таких мастеров, как Рене Магритт и Сальвадор Дали (к слову, выставка работ Дали в Санкт-Петербурге начинает свою работу в апреле 2017 года).


Джорджо де Кирико. Поэт и художник
Поэт и художник
Джорджо де Кирико
1975, 100×81 см

"Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом оно приближается к сну и детской мечтательности". Джорджо де Кирико



Впервые четыре работы де Кирико выставлялись в Москве в 1929 году, в 1930-х экспонировались его рисунки и офорты. Искусствоведы считают, что влияние работ итальянского предтечи сюрреализма можно проследить в творчестве таких русских мастеров, как Александр Шевченко, Александр Дейнека, Вера Ермолаева. Подробно эта тема освещена в уникальном издании, подготовленном к выставке при участии куратора Татьяны Горячевой, куда также вошли статьи итальянских исследователей творческого пути Джорджо де Кирико. 




Джорджо де Кирико. Голова Минервы с персиком и виноградной гроздью
Голова Минервы с персиком и виноградной гроздью
Джорджо де Кирико
1947, 59×48 см

Выставка "Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения" в Государственной Третьяковской галерее
будет работать с 20 апреля по 23 июля 2017 года




Титульная иллюстрация: Джорджо де Кирико. "Орфей — уставший трубадур". 1970
Подготовлено по материалам ГТГ. Иллюстрации - картины из собрания Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Рим, Италия).