Картина мастера импрессионизма Камиля Писсарро, конфискованная во Франции у коллекционера-еврея во время Второй мировой войны, появилась на выставке в Париже. Наследники намерены требовать возвращения произведения у нынешних владельцев – пары из США, одолжившей его для экспозиции.

Сцена «Сбор гороха» (La cueillette des pois), написанная гуашью в 1887 году, появилось на выставке "Камиль Писсарро. Первый из импрессионистов" в Музее Мармоттан-Моне во французской столице.




ОБНОВЛЕНИЕ. Судебное разбирательство начинается в Париже 11 октября 2017 года. Его цель - решить, кому же принадлежит работа: наследникам коллекционера или же американской семейной паре, купившей ее с аукциона в 1995 году. Подробности — ниже.


Спорная картина Камиля Писсарро "Сбор гороха" в электронном каталоге на сайте Музея Мармоттан-Моне

Саймон Бауэр находился в лагере для интернированных Дранси под Парижем в 1944 году. Это был крупнейший пересыльный лагерь на территории Франции. Однако коллекционер избежал депортации в нацистские лагеря смерти из-за забастовки машинистов поездов. Годом ранее его собрание произведений искусства, включая картину Писсарро, было конфисковано. Работы продал арт-дилер, которого назначил режим Виши, правивший в оккупированной Франции.

Бауэр вышел на свободу в сентябре 1944 года – после освобождения страны от нацистов. Он немедленно приступил к поиску своих сокровищ. Однако к моменту смерти в 1947 году смог восстановить лишь небольшую часть своего собрания из 93 полотен. Поиски продолжили его родственники. Теперь внуку коллекционера, 87-летнему Жану-Жаку Бауэру, стало известно, что «Сбор гороха» выставлен в Музее Мармоттан-Моне в рамках ретроспективы Писсарро.

Слева: афиша выставки "Камиль Писсарро. Первый из импрессионистов" на выставке в Музее Марморттан-Моне

Галерея взяла картину напрокат у американской пары по фамилии Толл (Toll), которая приобрела её на аукционе Christie's
в Нью-Йорке в 1995 году.




Потомки Бауэра не могли отыскать следов картины полвека. Последний раз она попала в их поле зрения в 1965 году. Тогда «Сбор гороха» и ещё одно полотно были проданы негласно, что называется «из-под прилавка». Однако в тот момент суд принял сторону покупателя, и годом позже работы снова были проданы – на этот раз на аукционе Sotheby's в Лондоне.
Камиль Писсарро, "Лувр, зимнее солнце, утро" (1900) - ещё одна картина на выставке в Музее Марморттан-Моне, одолженная у частного коллекционера


Теперь Жан-Жак Бауэр обратился парижский суд с просьбой запретить перемещение картины в ожидании дальнейшего определения её принадлежности. «В это время полотно должно оставаться во Франции», – сказал адвокат истца Седрик Фишер, чей прапрадед был стряпчим Саймона Бауэра.

«Столкнувшись с этой сложной с точки зрения истории, фактов и права ситуацией, французский судья должен суметь принять решение спокойно и без спешки», – добавил юрист.



Одновременно с ретроспективой в Музее Мармоттан-Моне, ещё одна парижская галерея - Музей в Люксембургском саду - проводит монографическую выставку "Писсарро в Эраньи", которой посвящён наш отдельный обзор


Камиль Писсарро. Сбор яблок в Эраньи
Сбор яблок в Эраньи
Камиль Писсарро
1888, 61×74 см
Камиль Писсарро, «Сбор яблок в Эраньи» (1888) - одна из центральных картин выставки «Писсарро в Эраньи» (Музей в Люксембургском саду), которая проходит в Париже параллельно с ретроспективой «Первый из импрессионистов»


Американские владельцы картины "Сбор гороха" возражают против запрета на передвижение работы. Суд заявил, что примет решение 30 мая. Тем временем, Музей Мармоттан-Моне согласился сохранить полотно у себя до конца ретроспективы Писсарро, которая завершится 2 июля.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам иформационного агентства AFP