Цветной эскиз знаменитого "Тройного автопортрета" размером с обычный альбомный лист был продан на аукционе Heritage Auctions за сумму в $1 332 500 - рекордную для эскизов Нормана Роквелла. Появление этой работы в поле зрения широкой аудитории позволяет не только сравнить эскиз и картину, найдя пресловутые десять отличий, но и проследить за ходом творческой мысли мастера, а также узнать любопытные факты.

Норман Роквелл (Norman Rockwell, США, 1894-1978) нарисовал данный эскиз маслом на фотобумаге в 1959 году. Работа является предварительной к известнейшему шедевру художника - картине, которую он сам считал вершиной своего творчества. "Тройной автопортрет" был создан для обложки издания автобиографических мемуаров художника "Мои приключения иллюстратора" ("My Adventures as an Illustrator").


Впервые изображение было напечатано на обложке издания Saturday Evening Post 13 февраля 1960 года, и надпись гласила: "Любимый иллюстратор Америки наконец рассказывает свою собственную историю". В работе над книгой Норману Роквеллу помогал его сын Томас.
Норман Роквелл. Тройной автопортрет
Тройной автопортрет
Норман Роквелл
1960

Отличия финальной работы и эскиза (изображение ниже) Нормана Роквелла.

 - размеры: эскиз - лист формата А4. Картина - 113 x 88 см
 - карандашные изображения автопортретов на бумаге различны: на эскизе трубка не нарисована
 - на финальной работе - листок с набросками, приколотый к холсту. На эскизе его нет
 - изображение картины (автопортрета) Пабло Пикассо справа: на картине выбрана другая работа
 - отличаются также кисти и художественные атрибуты, разбросанные по полу
 - закономерные отличия эскиза и картины: проработка деталей, в частности, шлема и краев холста



Норман Роквелл. Эскиз к работе "Тройной автопортрет"


1.1. деталь эскиза
1.2. деталь картины

В отличие от Роквелла, все четыре художника, автопортреты которых он поместил в свою работу, создали множество автопортретов. У Рембрандта их под сотню, а у Роквелла - всего три: "Тройной автопортрет", "Автопортрет (художник рисует продавщицу газировки)", и "Дедлайн" ("Крайний срок"). Сын художника Петер (Peter Rockwell, ныне - скульптор, живущий в Италии), просит не судить о личности художника по его "солнечному" творчеству (отец, истинный трудоголик, обделял вниманием свою семью, и, например, "отпуска не было ни у кого") - он призывает поклонников художника присмотреться к "Тройному автопортрету". "Вы видите его, создающего картину в картине - идеализированную версию самого себя, отличающуюся от реальности... Подобно Пикассо периода кубизма и Ван Гогу, он работает с несколькими уровнями - реальностью, идеалом, и состоянием взаимодействия между между ними".

На аукцион в Далласе эскиз автопортрета Роквелла попал из частной коллекции: как пишут на сайте Heritage Auctions - из Грузии


Эскиз был подарен другу художника, Генри Страуну, и подписан снизу: "NR My best to Henry Strawn Cordially Norman Rockwell". Изображение этой работы имеется на сайте Музея Нормана Роквелла, работа значится в статусе "вне коллекции". Имеется информация о провенансе работы: в коллекции Генри Страуна та находилась до 2005 года, когда была продана новому владельцу - тот и расставшемуся с ней сейчас, в мае 2017 года.


Создавая автопортрет, сначала художник делал фото, потом - карандашные наброски, затем - эскиз, и, наконец, рисовал картину


Норман Роквелл был педантом, если дело касалось создания работ. Когда сюжет был найден, художник принимался за поиски моделей, чаще ими становились члены его семьи, друзья или соседи. Художник тщательно продумывал костюмы и обстановку, долго искал позы своим «персонажам». Когда все детали будущей картины его устраивали, он начинал делать финальную композицию. С 1930-х годов Роквелл нанимал фотографов, чтобы ускорить процесс.  Для одной картины он мог использовать до ста фотографий, компонуя и продумывая композицию до мельчайших деталей. Его ранние работы напоминают сцены из немого кино. К 1940-м годам они становятся сложнее и интереснее по композиции, появляются картины-рассказы, в которых разыгрываются сложные сценарии.


Роквелл позирует для фотографии к автопортрету. Фото 19 60 г. из коллекции музея Нормана Роквелла в Стокбридже (Массачусетс).



"...Наблюдая за жизнью Голливуда «за кулисами», Роквелл выбирал свои сюжеты для картин: «уставших» от своей популярности звезд и разочарованных девушек, приехавших на кастинг... Удача улыбнулась двум девушкам-моделям Роквелла. Появившись на обложке «Post», они получили контракт с голливудской киностудией. Норману тоже повезло в Лос-Анджелесе — он познакомился со своей второй женой, учительницей Мэри Барстоу. В этом браке у Роквеллов родились трое сыновей...
Из-за болезни жены в 1953 г. Роквеллы переехали в Стокбридж. Последние десять лет жизни Мэри страдала депрессиями и лечилась в психиатрической больнице. В 1959 году она умерла. Друзья Норманна вспоминают о его растерянности. Художник берется писать свою биографию («My Adventures as an Illustrator»). На обложке книги художник поместил самый знаменитый автопортрет..." - из биографии художника в Артхиве




Сама картина экспонируется в Музее Нормана Роквелла в Стокбридже (Norman Rockwell Museum), штат Массачусетс. А карандашный эскиз к ней находится в коллекции Стивена Спилберга


Рисунок углем и карандашом из коллекции Спилберга показывали публике на выставке в Вашингтоне несколько лет тому. Вообще, коллеги и культовые кинорежиссеры Джордж Лукас и Стивен Спилберг - коллекционеры произведений искусства и стойкие поклонники творчества Роквелла.
Норман Роквелл в своей студии. Фото - Norman Rockwell Museum


Еще один интересный факт из истории создания "Тройного автопортрета": будучи в Париже, художник заглянул в антикварную лавку, и, увидев среди товаров шлем, приобрел его. Он был уверен, что это ценная "античная" вещь. Увы - Роквелл купил старый, но не старинный шлем французского офицера пожарной команды (подобный мы увидели на онлайн-аукционе, когда писали данный материал - прим. ред.)


Напомним, нынешний аукционный рекорд для работ Нормана Роквелла составляет 46 млн долларов. За такую сумму в 2013 году с молотка ушла картина "Застольная молитва" (1951). По данным газеты San Francisco Chronicle, её купил Джордж Лукас.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Материал подготовлен по материалам официального сайта аукциона, публикациям artdailyvanityfair , собственным публикациям Артхива