В Государственном Русском музее открылась масштабная выставка "Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме. Вариант одной из работ недавно с шумом отозвали с аукциона. Другую, забытую в течение столетия, обнаружили, намотанной на вал. Любопытных моментов на выставке хватает, как и картин Генриха Семирадского, а также Павла Чистякова, Вильгельма Котарбинского, Александра и Павла Сведомских, Марка Антокольского и не только.

Выставка впервые представляет в рамках единой экспозиции около 125 произведений Генриха Семирадского и его современников — русских живописцев и скульпторов академического направления, работавших в «вечном городе» во второй половине XIX — начале XX веков.

Вниманию зрителей - произведения Павла Чистякова, Александра и Павла Сведомских, Марка Антокольского, Степана Бакаловича, Михаила Боткина, Николая Лаверецкого, Александра Риццони, Василия Смирнова.
Генрих Ипполитович Семирадский. Танцовщица на канате
Танцовщица на канате
Генрих Ипполитович Семирадский
1898

"...Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выборе тем, импрессионисты называли его академические приемы «восставшим из гроба призраком», а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой..." - биография Генриха Семирадского (1843–1902) в Артхиве. В октябре 2018 года исполняется 175 лет со дня рождения художника.


Генрих Ипполитович Семирадский. Игра в кости
Игра в кости
Генрих Ипполитович Семирадский
1899, 88×141 см

Вечные темы, Вечный город, вечные споры: за что картины этих мастеров ругали одни и превозносили другие?




По словам Павла Климова, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX - XXI веков Русского музея, фамилии художников, чьи работы представлены на нынешней выставке, как правило «не на слуху, но они обижены вниманием совершенно незаслуженно, потому что творчество каждого из них высокопрофессионально. И так как в следующем году Семирадскому исполнилось бы 175 лет, то к этой дате мы решили вспомнить и его самого, и художников, живших с ним в одно время».
Генрих Ипполитович Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине
Фрина на празднике Посейдона в Элевсине
Генрих Ипполитович Семирадский
1889, 390×763.5 см

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» развернулась в корпусе Бенуа. Для того, чтобы переместить туда великолепную «Фрину на празднике Посейдона» из Михайловского дворца, потребовались большие усилия музейных сотрудников: при высоте 390 см длина картины превышает 760 см. Полотно пришлось демонтировать и транспортировать, намотав на вал.

На фото ниже: процесс демонтажа картины «Фрина на празднике Посейдона». Источник: страница Русского музея в социальной сети Фейсбук.





Сюжеты представленных работ преимущественно посвящены римской, греческой и египетской истории и мифологии.




Такой выбор тем художниками, работавшими в конце XIX века, был обусловлен большим интересом к новой, недавно зародившейся науке - археологии, в связи с которой интеллигентная публика увлеклась чтением произведений древних классиков. А где лучше всего создавать картины на подобные сюжеты, как не в сердце бывшей Римской империи?
Генрих Ипполитович Семирадский. Женщина или ваза? (Сложный выбор)
Женщина или ваза? (Сложный выбор)
Генрих Ипполитович Семирадский
1878, 45.7×56.8 см

О Риме как замечательном, практически идеальном месте для творческих художественных изысканий, знали все русские поэты, художники и архитекторы. В Италию ехали учиться, работать, отдыхать многие поколения творческих людей. И пусть в конце XIX века, особенно на фоне передвижников, исторический итальянский жанр не являлся приоритетным как в художественном, так и в идейном смысле, произведения мастеров позднего классицизма, без сомнения, заслуживают внимания.
Генрих Ипполитович Семирадский. Суд Париса
Суд Париса
Генрих Ипполитович Семирадский
1892, 99×227 см

Кураторы выставки постарались выстроить представленные работы так, чтобы зрители прошли путь «от тьмы язычества к свету христианства». Экспозиция открывается достаточно мрачной работой Генриха Семирадского «Римская оргия блестящих времен цезаризма», созданной в 1872 году. А финал экспозиции - редкие работы Семирадского, его эскизы к росписям храма Христа Спасителя и знаменитая, большая по размерам картина «Христос у Марфы и Марии» (1886).

Самый крупный раздел выставки, посвященный творчеству Генриха Семирадского, включает знаменитые полотна художника из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи, а также произведения из провинциальных и частных собраний, менее известные и оттого весьма привлекательные для публики.
Генрих Ипполитович Семирадский. Христос у Марфы и Марии
Христос у Марфы и Марии
Генрих Ипполитович Семирадский
1886, 191×303 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Праздник Вакха
Праздник Вакха
Генрих Ипполитович Семирадский
1890, 80×158 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Римская оргия блестящих времен цезаризма
Римская оргия блестящих времен цезаризма
Генрих Ипполитович Семирадский
1872, 117×183 см

Сюжет картины Генриха Семирадского «Римская оргия блестящих времён цезаризма» основан на античном романе Гая Петрония «Сатирикон». Посвятив свое первое многофигурное полотно жизни древних римлян, Семирадский писал эту картину в Мюнхене во время своей пенсионерской поездки по странам Европы. Совет Академии благосклонно отнесся к работе: ее приобрели у художника за две тысячи рублей, а вскоре «Римскую оргию» приобрел будущий император, великий князь Александр Александрович. Семирадский приобрел высокого покровителя и заказчика, а великий князь - прекрасную работу для своей коллекции, которая в будущем легла в основу собрания Русского музея.





Павел Александрович Сведомский. Оргия
Оргия
Павел Александрович Сведомский
1883, 136×279 см

Вообще, сюжетная линия римских оргий была популярна у художников во второй половине XIX века. В экспозиции представлена «Оргия» Павла Сведомского, а также еще одна картина на эту тему - картина «Римская оргия» Вильгельма Котарбинского. Полотно стало одним из самых ярких открытий выставки в Русском музее. Эта монументальная работа Котарбинского (3х5 метров) 100 лет пролежала в запасниках Русского музея, заклеенная грубой оберточной бумагой и накатанная на вал. Благодаря уникальным реставрационным работам, длившимся больше полугода, великолепное живописное произведение было спасено от разрушения и сегодня показывается публике.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Римская оргия
Римская оргия
Вильгельм Александрович Котарбинский
Конец XIX века, 165.5×220 см

«Оргия» стала открытием не только для публики, но и для музейного сообщества, ведь даже в генеральном каталоге Русского музея данная работа была представлена в черно-белой фотографии начала 1900-х годов. Реставрационная работа сотрудников Русского музея над «Римской оргией» Котарбинского была номинирована на VI премию газеты The Art Newspaper Russia. На иллюстрации выше - уменьшенная копия работы.

1.1. Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия».
1.2. Фото: Отдел реставрации музейных ценностей ГРМ. Источник: страница музея в социальной сети Фейсбук.

Рассказ о работе над этим полотном музейных реставраторов читайте в нашем отдельном иллюстрированном материале.


Павел Александрович Сведомский. В мастерской масок
В мастерской масок
Павел Александрович Сведомский
1894, 39×55 см
Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона». 1898. Собрание Переславского музея- заповедника. 

Павел Александрович Сведомский. Мессалина
Мессалина
Павел Александрович Сведомский
1900, 90×178 см

1.1. На выставке в Русском музее.
1.2. Источник фото: страница ГРМ в социальной сети Фейсбук

Для тех, кто следит за международными аукционами русского искусства, на выставке будет любопытно увидеть авторскую копию картины Генриха Семирадского «Танец среди мечей» (1881) из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Один из вариантов этого полотна недавно был выставлен на торгах аукционного дома Sotheby’s. Картина была снята с продажи по настоянию польского правительства - подробности читайте в нашем материале. 

Считается, что первое полотно было закончено в 1878 году. Его купил граф Александр Орловский, но в настоящее время местонахождение этой работы неизвестно. Второй вариант, заказанный московским фабрикантом и коллекционером Козьмой Солдатёнковым, был передан Музею Румянцева после смерти последнего и ныне входит в коллекцию Третьяковки. 
Генрих Ипполитович Семирадский. Танец середи мечей
Танец середи мечей
Генрих Ипполитович Семирадский
1881, 120×225 см
Вильгельм Александрович Котарбинский. Девушка, кормящая голубей
Девушка, кормящая голубей
Вильгельм Александрович Котарбинский
Конец XIX века
Василий Сергеевич Смирнов. Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков
Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков
Василий Сергеевич Смирнов
1890, 95×98 см

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» в Государственном Русском музее
работает до 2 апреля 2018 года.


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Титульная иллюстрация: Генрих Семирадский, «Танец среди мечей» (фрагмент, 1881). Подготовлено по материалам пресс-релиза ГРМ.