20 июня 2017 года в Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина открывается выставка работ одного из самых ярких художников авангарда, участника объединения «Бубновый валет» Аристарха Лентулова. Экспозиция «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова» впервые за 30 лет объединит 250 графических, живописных и театральных работ художника, собранных из 19 музеев России, а также частных коллекций, в том числе - коллекции правнука художника, Фёдора Лентулова.

В рамках выставки будут показаны около 70 эскизов костюмов и декораций, а также знаменитый макет к постановке «Демона» (1919), за который Лентулов был удостоен гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. Некоторые работы будут представлены широкой публике впервые. Важным дополнением экспозиции станут театральные афиши, программки и документальные фотографии спектаклей, над которыми работал Аристарх Лентулов, из собрания музея и семьи художника.
Аристарх Васильевич Лентулов. Портрет Марины Петровны Лентуловой
Портрет Марины Петровны Лентуловой
Аристарх Васильевич Лентулов
1913, 84×95 см

Аристарха Лентулова можно назвать одним из главных экспериментаторов русского авангарда. Его недаром прозвали «художником солнца». Солнечный свет и звук — вот два главных отличительных качества его картин («Звон» – так назівается один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова). Американский эксперт по русской живописи, искусствовед Джон Боулт уверен, что Лентулов для российской живописи - фигура того же масштаба, что Матисс - для живописи мировой.


Аристарх Лентулов. "Московские художники" (эскиз). 1927. Холст, масло. Пензенская картинная галерея

В 1927 году Лентулов задумал написать большой групповой портрет членов созданной им Организации московских художников (ОМХ). Был выполнен хорошо проработанный эскиз, где изображены сидящие за праздничным столом лентуловской квартиры корифеи советского искусства: И. Грабарь, С. Герасимов, А. Осмеркин, А. Куприн и другие. Сам автор, председатель ОMX, подняв рюмку зеленого стекла, провозглашает здравицу.




Выставка, подготовленная к 135-летию со дня рождения Аристарха Лентулова, который отметили 26 марта, предлагает взглянуть на творчество художника через призму театральности. Сочетание станковых произведений - живописных и графических - с театральными работами становится одним из принципов построения экспозиции и позволяет проследить взаимосвязь этих видов искусств, столь характерную для отечественного художественного процесса первой трети ХХ века в целом.
Аристарх Лентулов. Эскиз декорации. 1935.


Театральность была свойственна творчеству Лентулова и до прихода в театр в 1914 году: она в артистической лёгкости «примеривания» на себя различных стилей изобразительного искусства начала XX века от импрессионизма до футуризма, в повышенной декоративности и яркости его палитры, в использовании коллажа и световых эффектов, восходящих к театральной практике. Он добивался выдающейся экспрессии и выразительности, смело сочетая новейшей язык искусства и мотивы традиционной русской архитектуры церквей и монастырей.
«Код театральности» заложен и в названии выставки. Пьеса Владимира Маяковского, впервые поставленная в 1918 году, определила и закрепила образную и интонационную составляющую новаторского искусства. И пусть Аристарх Лентулов не был художником этого спектакля, но жанр «мистерии-буфф» отражает его художественное кредо. Ведь недаром Маяковский говорил, что Лентулов в живописи делает то, что он сам делает в литературе. Сам же Лентулов в одной из своих статей писал: "Надо сказать, что все мои постановки есть выражение и подчас прямое перенесение моих живописных принципов на сцену".

Аристарх Лентулов. Эскиз декорации к "Мистерии-Буфф" Владимира Маяковского. 


Биография Аристарха Лентулова и галерея его работ - в Артхиве



Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Ольги Владимировны Гзовской (1883 - 1962). 1918. Холст, масло.
Пензенская картинная галерея


Выставка позволит увидеть вместе целый ряд знаковых для пути художника работ, проследить развитие его творческого языка. Например, жена художника Мария Лентулова предстаёт на портретах всякий раз в новом облике и в «маске» нового художественного стиля. Период 1920-х-1930-х годов будет представлен портретами, пейзажами и сюжетами на индустриальную тему, отражающими постоянный интерес Лентулова к событиям современности и также отвечающими законам сценического действа.
Аристарх Васильевич Лентулов. Улица в Сергиевом Посаде
Улица в Сергиевом Посаде
Аристарх Васильевич Лентулов
1922, 117×100 см

«Лентулов - прекрасный красочный художник. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу».
Александр Бенуа, статья к выставке "Венок" (1909)



Эскиз Аристарха Лентулова к "Сказкам Гофмана" Жака Оффенбаха (1918), режиссер-постановщик - Фёдор Комиссаржевский.

"Лентулов создал незабываемые декорации. Не было дорогостоящих тканей, парчи и прочего богатства. Обыкновенная бязь, из которой шились костюмы, была расписана художником... Спектакль этот входит в число тех немногих сценических явлений, виденных за мою жизнь, за которые можно беззаветно любить театр, тот театр, в котором впечатление и эстетическое наслаждение получаешь в целом, как от симфонической музыки" - так вспоминает о постановке "Сказок Гофмана" актер и режиссер Игорь Ильинский.














Аристарх Лентулов. Портрет К.П.Рукиной

Выставка «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова»
в Театральном музее им.А.А.Бахрушина
будет работать с 20 июня по 27 августа 2017 года




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме 

Титульная иллюстрация: Аристарх Лентулов. "У моря" (экскиз). Подготовлено по материалам Театрального музея им. А.А.Бахрушина, agniart.ru, penza-online.ru, mkrf.ru.