При жизни Амедео Модильяни была организована лишь одна его персональная выставка – и та сопровождалась громким скандалом. Теперь же экспозиции работ франко-итальянского экспрессиониста собирают полные залы. Галерея Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
анонсировала самую крупную в истории Британии ретроспективу художника, центром которой станет группа его провокационных ню. Ради этого показа Королевский музей изящных искусств в Антверпене поступился своими правилами.

На этой выставке Тейт впервые будет экспериментировать с виртуальной реальностью: посетители получат гарнитуры, с помощью которых смогут погрузиться в атмосферу Парижа начала XX века.



Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная
Лежащая обнаженная
Амедео Модильяни
1919, 72.4×116.5 см

Сладострастно изогнутая обнажённая женщина в окне небольшой парижской галереи шокировала парижан в 1917 году. Эта картина рекламировала первую персональную выставку 33-летнего авангардиста Амедео Модильяни. Публику возмутила не столько нагота модели, сколько то, что художник изобразил волосы в её интимных местах. К несчастью, прямо напротив жил полицейский комиссар, и когда негодующие обыватели обратились к нему, он постановил экспозицию закрыть «за грубую непристойность». Показ продолжился лишь после того, как провокационное полотно убрали с витрины.
Этот вернисаж стал единственной прижизненной выставкой Модильяни, который часто страдал от заболеваний лёгких, употреблял наркотики и в возрасте 35 лет умер от туберкулёзного менингита. В течение карьеры его картины продавались вяло, художника поддерживал лишь агент, который покупал ему материалы и давал небольшую стипендию. Однако после смерти экспрессиониста цены на работы неуклонно росли: в 2010 году каменная «Голова» была продана за почти 53 млн долларов, став третьей самой дорогой скульптурой XX века. А новый мировой рекорд был установлен в 2015 году, когда китайский покупатель заплатил на аукционе в Нью-Йорке 170 миллионов долларов за «Лежащую обнажённую», что поставило её на второе место в списке самых дорогих картин мира, проданных на публичных торгах.

«Рекордсменка» не приедет из Китая на выставку в Тейт, но в галерее соберутся десять её «сестёр», для которых позировали подруги и любовницы Модильяни. Одним из экспонатов станет «Сидящая обнажённая» (1917), которую в нарушение собственных правил предоставит в аренду Королевский музей изящных искусств в Антверпене.
Амедео Модильяни. Сидящая обнаженная
Сидящая обнаженная
Амедео Модильяни
1917, 114×75 см
Амедео Модильяни. Портрет Жана Кокто
Портрет Жана Кокто
Амедео Модильяни
1917
На похороны Модильяни в Париже пришли десятки художников. Ретроспектива в Тейт отразит его космополитические связи и дружеские отношения группой портретов известных людей, среди которых Пабло Пикассо и Хуан Грис, а также Жан Кокто.

Изображение последнего Модильяни написал на спор со своим коллегой Моисеем Кислингом. Причём, судя по всему, вечно нуждающемуся итальянцу пришлось одолжить холст у соперника: рентгенограмма картины показала, что под образом Кокто находится изображение Кислинга с женой Рене и их собакой. Впрочем, писатель остался недоволен своим портретом, который нашёл «похожим на карикатуру».

Слева: Амедео Модильяни, «Портрет Жана Кокто» (1917). В долгосрочной аренде в Художественном музее Пристонского университета (США)

В этой серии будет ещё несколько любопытных экспонатов. Во-первых, портрет мексиканского художника Диего Риверы, который когда-то делил с Модильяни студию в Париже. А, во-вторых, несколько изображений любовницы живописца – критика, поэта и журналиста Беатрис Гастингс. «Гашиш и бренди. Совсем не впечатлил... Он выглядит уродливым, диким и жадным», – вспоминала она первую встречу. Их бурные отношения иногда доходили до драк. Поговаривают, что однажды Модильяни, который был намного ниже подруги, выбросил её головой в окно.

1.1. Амедео Модильяни, «Портрет Диего Риверы» (1914)
1.2. Амедео Модильяни, «Портрет Беатрис Гастингс» (1915)

Любопытен и провенанс картины «Маленький крестьянин» (1918), которая станет «лицом» ретроспективы. Этот портрет появился в Великобритании в 1919 году на выставке французского искусства в универмаге Heal’s. Тогда произведение купил куратор музея Холбёрна в Бате – и это полотно проиллюстрировало изменение отношения к творчеству Модильяни: искусствовед несколько раз пытался передать его нации, но подарок упорно отклоняли. Теперь шедевр стал одним из величайших сокровищ галереи Тейт.
Амедео Модильяни. Маленький крестьянин
Маленький крестьянин
Амедео Модильяни
1918, 100×64.5 см

Ретроспектива «Модильяни» в галерее Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
откроется 23 ноября 2017 года и продлится до 2 апреля 2018-го.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта галереи Тейт, газеты The Guardian и других источников