Прошло уже более суток с момента грандиозной продажи панели «Спаситель Мира», приписанной Леонардо да Винчи, но планета продолжает играть в эпическую «угадайку». Кто этот таинственный магнат, который широким жестом выложил за картину почти полмиллиарда долларов? Какой будет её дальнейшая судьба? Пока однозначных ответов нет, и эксперты высказывают предположения одно фантастичнее другого.

«Мы не комментируем личности покупателей, извините, – отрезал генеральный директор Christie's Гийом Серутти. – Предложения поступали со всех уголков мира».




Отказ аукционного дома раскрыть инкогнито – даже пол и регион обитания – таинственного магната поставил в тупик искусствоведов, дилеров и коллекционеров. На свете проживает не так много миллиардеров, способных купить картину за 400 млн долларов и доплатить ещё 50 миллионов сборов.
Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди)
Спаситель Мира (Сальватор Мунди)
Леонардо да Винчи
1500, 65.7×45.7 см

Некоторые дилеры предполагают, что это, скорее всего, американец. Их аргумент: в США есть только одно живописное произведение Леонардо да Винчи – «Портрет Джиневры де Бенчи» в вашингтонской Национальной галерее – а потому было бы правильно, если б некий миллиардер купил его и пожертвовал музею в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи
Портрет Джиневры де Бенчи
Леонардо да Винчи
1478, 38.1×37 см

Другие говорят, что пойти на всё, чтобы заполучить шедевр да Винчи, мог иностранец, например, из Китая или с Ближнего Востока.



«Мне кажется, что этот некто хотел привезти единственное произведение Леонардо в Азию», – цитирует одного крупного коллекционера американский бизнес-телеканал CNBC. Далее журналисты поясняют: полная стоимость картины исключает из списка большинство «обычных» миллиардеров. Любой, кто в состоянии заплатить 450 миллионов долларов за картину, вероятнее всего, обладает состоянием свыше пяти, а то и десяти миллиардов. По словам финансовых экспертов, это исключает почти 150 из более чем двух тысяч миллиардеров на планете.

И хотя нет достоверных данных о таинственном приобретателе, можно наверняка вычеркнуть нескольких самых очевидных кандидатов.



Одно из предположений – это мог быть американский инвестор и руководитель хедж-фондов Кеннет Гриффин. Относительно недавно он приобрёл полотна Виллема де Кунинга и Джексона Поллока на общую сумму в 500 млн долларов и передал их в Институт искусств Чикаго. Сам предприниматель не стал комментировать эту версию, но источники в мире искусства говорят, что покупателем да Винчи был не он.
Джексон Поллок. Номер 17А
Номер 17А
Джексон Поллок
1948
Картина Джексона Поллока «Номер 17А» (1948), которую Кеннет Гриффин купил в 2015 году за 200 млн долларов вместе с работой «Обмен» Виллема де Кунинга (300 млн долларов) и передал Институту искусств в Чикаго


Другим «кандидатом» из США была Алиса Уолтон, наследница империи Wal-Mart, которая потратила сотни миллионов на финансирование Музея американского искусства в Бристоле (Арканзас). Это учреждение не дало комментариев сразу, но близкие к нему люди, сказали, что на это не похоже.

Когда речь заходит о возможных покупателях из других стран и континентов, первым на ум приходит Лю Ицянь. Этот бывший таксист, а ныне эксцентричный китайский миллиардер купил в 2015 году «Лежащую обнажённую» Модильяни за 170 млн долларов, чтобы передать шанхайскому Музею Лун, который он основал. Однако финансист, часто выкладывающий несоразмерно высокие суммы за произведения искусства на аукционах, написал в WeChat (китайский аналог Facebook) сообщение следующего содержания: «Поздравляю покупателя. Сейчас чувствую себя побеждённым».
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная
Лежащая обнаженная
Амедео Модильяни
1917, 92×60 см

Кое-кто указывает на самого богатого человека в мире – основателя Amazon Джеффа Безоса, у которого такие деньги есть наверняка. В начале ноября его состояние оценивалось в 95 миллиардов долларов. Кроме того, он продал акции на миллиард долларов, но не сообщил, на что они пойдут. Конечно, эту сумму он может потратить на финансирование своей аэрокосмической компании Blue Origin или на новый благотворительный проект. Но кроме того Безос мог легко купить «Спасителя Мира» и затем пожертвовать музею в Сиэтле или в другом городе, где Amazon решит разместить свою новую штаб-квартиру. Будучи поклонником истории и мировых гениев, предприниматель мог увидеть в шедевре гораздо больше, чем просто картину.



Впрочем, пресс-секретарь Amazon также не ответил на просьбу о комментарии.



Следующим претендентом может быть музей в Персидском заливе, например, Лувр, открывшийся на прошлой неделе в Абу-Даби. Впрочем, некоторые западные искусствоведы считают маловероятным, что покупатели-арабы станут переплачивать за христианскую икону.
Леонардо да Винчи. Прекрасная ферроньера (Портрет неизвестной)
Прекрасная ферроньера (Портрет неизвестной)
Леонардо да Винчи
1490-е , 63×45 см
Картина Леонардо да Винчи «Прекрасная ферроньера (Портрет неизвестной)» стала жемчужиной экспозиции Лувра в Абу-Даби. Панель передал музею в долгосрочную аренду его парижский «побратим»


При этом эксперты отмечают, что «Спаситель Мира» – не лучшая картина Леонардо да Винчи, а её состояние отнюдь не безукоризненно. Многие десятилетия о произведении ничего не было известно, а панель, на которой написан лик Христа, треснула. Кое-кто критикует очистку и реставрацию работы.

Тем не менее, стоит поздравить аукционный дом Christie’s с блестяще организованной маркетинговой кампанией, в которой использовались отсылки к бестселлеру Дэна Брауна «Код да Винчи» и одноимённому фильму с Томом Хэнксом в главной роли. Панель совершила мировое турне (Гонконг, Лондон, Нью-Йорк и Сан-Франциско) во время которого её увидели почти 30 тысяч человек, а ещё один Леонардо – на этот раз Ди Каприо – фигурирует в рекламном ролике (см. ниже). Кроме того, впервые произведение старого мастера было включено распродажу послевоенного и современного искусства, которая привлекает самых крупных мировых коллекционеров.

И ещё. Продажа показала, что сказочно богатые покупатели готовы выложить умопомрачительные суммы за трофей, в то время как финансирование искусства на Западе снижается. Профессор Рейчел Поуналл из Школы бизнеса и экономики при Университете Маастрихта считает, что да Винчи настолько знаменит, что его произведения порождают у супербогатых людей уникальную тягу закрепить свой статус с их помощью.



«Я позволю себе сказать, что человек, который приобрёл эту работу да Винчи, не был ценителем искусства эпохи Возрождения, – добавил один из экспертов в США. – Они богаты, поэтому им нужно владеть ценным произведением, чтобы показать это».


Торги за «Спасителя Мира» Леонардо да Винчи 15 ноября 2017 года в в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра в Нью-Йорке. Фото Eduardo Munoz Alvarez / AFP


Впрочем, таинственный магнат вряд ли сможет долго скрываться. Подобную покупку трудно держать в секрете в эпоху социальных сетей и сплетен. И стоимость «мужской Моны Лизы» предполагает, что владелец, скорее всего, захочет поместить картину в какой-нибудь крупный мировой музей.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам CNBC.com и агентства France-Presse. Главная иллюстрация: сотрудники Christie's перед картиной Леонардо да Винчи «Спаситель Мира»; фото Tolga Akmen / AFP