Скрытое изображение обнаружено под верхним красочным слоем одной из самых известных картин Амедео Модильяни. Рентгеновское исследование показало, что работа «Портрет девушки», датированная 1917 годом, написана поверх другого женского образа. Картину из коллекции галереи Тейт в Лондоне изучали в преддверии крупнейшей в Британии ретроспективы итальянско-французского экспрессиониста.

Эксперты полагают, что первоначально художник написал портрет своей музы и возлюбленной Беатрис Гастингс, с которой у него был короткий, но чрезвычайно бурный роман.



На самом деле неизвестно, кто позировал Модильяни для обоих портретов. По одной из теорий, сначала живописец изобразил английскую поэтессу и литературного критика Беатрис Гастингс. В пользу этой версии говорит то, что в тот период у них был роман, который закончился в 1916 году.

Образ девушки, который сейчас присутствует на холсте, был создан в следующем году. Вполне возможно, художник использовал полотно, потому что не хотел больше вспоминать о бывшей музе.

Слева: рентгеновский снимок показал, что под шедевром Модильяни «Портрет девушки» находится другая, ранее неизвестная картина. Фото: Mark Heathcote and Abbie Soanes / Tate Photography

Результаты технического исследования обнародованы на этой неделе в издании Burlington Magazine.


Амедео Модильяни. Портрет девушки
Портрет девушки
Амедео Модильяни
1917, 80.6×59.7 см

Газета The Guardian приводит слова куратора Нэнси Иресон из галереи Тейт: «Это гипотеза, но я думаю, довольно привлекательная... Интересно представлять, кого бы он мог нарисовать». Впрочем, директор базы данных Modigliani Project Кеннет Уэйн сомневается, что фантомное изображение – это Беатрис Гастингс. «50 на 50. Обычно её изображают с круглым лицом», – ответил он на запрос artnet News.

Хотя сейчас картины Модильяни стоят десятки миллионов, при жизни художник вынужден был рисовать в обмен на еду и выпивку. В 1919 году он пытался продать всё содержимое своей мастерской за сумму, эквивалентную нынешним 138-ми долларам. В январе следующего года экспрессионист умер в нищете от туберкулёзного менингита. Гастингс, чьё здоровье было подорвано алкоголем, покончила с собой в 1943 году в Англии, будучи неизлечимо больной.
Амедео Модильяни. Беатрис Гастингс
Беатрис Гастингс
Амедео Модильяни
1915

Их называли «дикой и своенравной парой» даже в парижской богемной среде 1910-х. «Он жил в дымке опьянения – абсент, вино, гашиш – танцевал на столах, орал итальянские стихи и бушевал по ночам на улицах. У неё было множество лиц и голосов. Все портреты Модильяни передают изменчивый, весьма изменчивый характер», – пишут искусствоведы галереи Тейт.


Амедео Модильяни. Женщина с бархатной лентой (Портрет Беатрис Гастингс)
Женщина с бархатной лентой (Портрет Беатрис Гастингс)
Амедео Модильяни
1915, 54×45.5 см

Один современник назвал её «истеричкой, одурманенной с девяти утра». И далее: «Были жуткие сцены ревности. Они вместе пили и лупили друг друга».

Один из этих боёв Гастингс описала так: «У нас была грандиозная битва, 10 раз вверх и вниз по всему дому, он вооружился горшком, а я длинной соломенной метлой... Как я была счастлива!».

Слева: Амедео Модильяни, «Женщина с бархатной лентой (Портрет Беатрис Гастингс)», 1915. Частная коллекция

Она написала сюрреалистическую повесть о своих отношениях с художником и читала отрывки на публичном мероприятии в 1916 году. Однако затем рукопись была утеряна и обнаружилась лишь в 2001 году в архивах Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная
Лежащая обнаженная
Амедео Модильяни
1917, 92×60 см

Напомним, в ноябре 2015 года картина Амедео Модильяни «Лежащая обнажённая» ушла с молотка на аукционе Christie’s за 170,4 млн долларов, став второй самой дорогой в мире картиной, проданной на публичных торгах. Вместе с тем, художник остаётся одним из самых подделываемых в мире. В минувшем месяце было объявлено, что масштабная ретроспектива, организованная в Генуе в Италии в 2017 году, по большей части состояла из подделок. Тогда из-за подозрений показ был прекращён на три дня раньше запланированного.



Организаторы и эксперты нынешней экспозиции в Тейт, куда входит и «Портрет девушки», уверяют, что все представленные там произведения — подлинники.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам газеты The Guardian и интернет-издания artnet News