Аукционный дом Sotheby’s выставит на продажу «Неоконченный портрет Поля Александра», который Амедео Модильяни начал писать в 1913 году. Эта работа своей техникой и палитрой радикально отличается от более ранних портретов первого покровителя и друга художника, в частности, двух, созданных в 1909 году. Предварительная оценка работы колеблется от 1,8 млн до 2,5 млн евро.

Амедео Модильяни и Поля Александра объединяла не просто дружба. Это была необыкновенная связь между художником и его первым покровителем. Эти два человека встретились в ноябре 1907 года в особняке Maison du Delta на Монмартре, который коллекционер доктор Александр и его брат Жан сдавали молодым художникам. Они создали объединение под названием «Колония Дельта», куда входили скульптор Морис Друар, живописцы Анри Дусе и Альбер Глез, а позже – и Константин Бранкузи.
Амедео Модильяни. Неоконченный портрет Поля Александра
Неоконченный портрет Поля Александра
Амедео Модильяни
1913, 78.6×65.8 см

В дом, который братья Александр сдавали художникам за скромную плату, Модильяни привёл Дусе. «Модильяни сказал, что его вышвырнули из маленькой студии, которую он занимал на площади Жана Батиста Клемана, и ему некуда было идти. Дусе предложил ему прийти в «Дельту»… Так началась моя дружба с Модильяни. Мне было 26 лет, Модильяни – 23, а моему брату – 21», – рассказывал Поль Александр своему сыну Ноэлю.
Дружба двух молодых людей длилась до августа 1914 года, когда врача призвали в армию и отправили на фронт. В течение этих семи лет Поль Александр был не только другом и консультантом Модильяни, но и его единственным спонсором. За это время он купил сотни рисунков художника и несколько крупных картин. Эта сказочная коллекция хранилась у мецената до его смерти в 1968 году и лишь тогда раскрыта, благодаря Ноэлю Александру.

Слева: художники в саду особняка Дельта с Полем Александром в центре. Фото: Sotheby's

Впоследствии Жанна Модильяни, единственная дочь художника, назвала это собрание «радостью и отчаянием искусствоведов». Радостью, потому что Поль Александр сохранил в неприкосновенности произведения бесспорной подлинности, а отчаянием, потому что он настолько ревностно оберегал свои сокровища, что никто не может утверждать, что видел всю коллекцию.

Вместе с «Неоконченным портретом Поля Александра» на продажу будут выставлены и два рисунка. Все три работы до сих пор находились в семье коллекционера и никогда не появлялись на рынке.
Два наброска Амедео Модильяни к портрету Поля Александра, выставленны на аукцион с предварительной оценкой в 60-80 тыс. евро (левый) и 20-30 тыс. евро (правый). Фото: Sotheby's


Картина была написана в то же время, что и «Портрет Поля Александра перед окном», который сейчас находится в Музее изящных искусств в Руане. По сути, эта работа принадлежит семье и сдаётся учреждению в аренду. Она редко выставляется на всеобщее обозрение; исключение составляют престижные выставки вроде недавней «Модильяни без маски» в Еврейском музее Нью-Йорка. Этот портрет не только подчёркивает исключительные отношения между Амедео Модильяни и доктором Полем Александром, но и проливает новый свет на ранние парижские работы художника.


Читайте также: На картине Модильяни более века скрывался другой портрет. Полагают, любовницы

1.1. Амедео Модильяни, «Портрет Поля Александра перед окном» (1913). Музей изящных искусств в Руане
1.2. Амедео Модильяни, «Портрет Поля Александра» (1911 - 1912). Частная коллекция

В июне 2014 года тот же аукционный дом Sotheby’s продал другой портрет коллекционера, созданный в 1911 – 1912 годах. Полотно, предварительно оценённое в 5-8 млн млн евро, ушло с молотка за 13,5 млн евро.

Аукцион «Искусство импрессионистов и модернистов», на который выставят «Неоконченный портрет Поля Александра», пройдёт в Париже 23 марта. Напомним, сейчас в галерее Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
в Лондоне открыта крупная ретроспектива «Амедео Модильяни», которая завершит работу 2 апреля.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby's